О тюменском автобусе
Продолжение.
Начало в N 150
Автобусы все-таки поехали по первому маршруту — Дом Советов — завод «Механик». Однако мне не удалось найти сведений о первом автобусе — что это была за машина? АМО, «фиат» или «форд»?
Все-таки поехали!
Мне рассказывали старожилы Тюмени, что некоторое время роль автобуса исполнял грузовик с натянутым на кузов брезентовым тентом. В кузове стояли сиденья — скамейки, поднимались туда сзади по лесенке. Последним сидел кондуктор. Бедный кондуктор! Сколько тюменской пыли глотал он за рабочий день!
17 октября 1929 г. в «Красном знамени» появилась короткая заметка «Почему стоит автобус?»: «Автобус остановился 10 октября. Причина остановки та, что на нефтескладе нет бензина. Поступление бензина ожидается на днях… Из-за отсутствия бензина прекращено вообще автодвижение в городе»… И такие случаи бывали тогда в Тюмени, а теперь у нас нефтеперегонный завод свой!
А 8 декабря 1930 г. газета сообщила, что будет «Автодорожный вуз в Тюмени. К организации института уже приступлено. Директором назначен т. Валуев, работавший в Тюмени в 20-27 годах начальником участка железной дороги. Зав. учебной частью назначен тюменец т. Хилькевич. Адрес: бывшее здание окрисполкома» (Дома Советов).
Как раз в это время округа в Уральской области, куда тогда входила Тюменская область, расформировали. Тюмень опять стала районным центром, количество чиновников резко сократилось, и районные власти переехали в более скромное здание по ул. Республики, 19 — бывший дом Аверкиева, где теперь академия культуры, искусств и социальных технологий.
Тюмени в те годы повезло: как говорят «два горошка на ложку» — и автобус в городе появился, и автодорожный институт.
В 1937 г. в городе создали пассажирское автохозяйство, занимавшееся автобусным сообщением внутри Тюмени и на междугородных маршрутах: в начале 1930-х гг. стали ходить автобусы до Нижней Тавды, Тобольска, Шатрово, Туринска.
В годы Великой Отечественной войны тюменцы опять ходили по городу пешком — автотранспорт не работал.
Мой стаж пассажира — 52 года
Я приехал в Тюмень 1 августа 1961 г. и в первый же час стал пассажиром автобуса: от железнодорожного вокзала на автобусе N 1 доехал до остановки «Спортивный сквер». Тогда по ул. Республики было двустороннее движение авто транспорта, а Спортивный сквер — это теперь сквер им. Н. Немцова, где стоит памятник Б.Е. Щербине.
Уже тогда в городе работали автобусные маршруты, существующие до сих пор. N 1 ездил по маршруту ЖД вокзал — лесобаза «Тура»; N 2 — ЖД вокзал — ул. Льва Толстого; N 3 — до ДОКа «Красный Октябрь» на ул. Комбинатской; N 17 — от ЖД вокзала до ул. Клары Цеткин (вторые пути); N 7 — от вокзала до ТЭЦ по ул. Одесской — тогда ТЭЦ была одна, без номера; N 10 — от вокзала до дома отдыха им. Оловянникова; N 20 — от вокзала до Мыса; N 41 и 42 ездили по «малому кольцу Тюмени» навстречу друг другу. Не помню, чтобы были автобусы N 4, 5, 6, 8, 9, 11 и далее до 17. Почему-то этих маршрутов не было. По мере расширения города количество маршрутов увеличилось, менялись направления их движения.
На личный автомобиль я заработать не смог и 52 года оставался прилежным автопассажиром. Помню и жуткую тесноту в салонах, когда пассажиры завидовали селедкам в бочке — между ними хоть был рассол. А пассажиры плотно прессовались друг к другу, чувствуя локоть соседа между своих ребер. Однако прежде чем попасть внутрь, надо было простоять в любую погоду минут 20-30 в ожидании транспорта и ухитриться вместе с толпой таких же собратьев по несчастью пролезть в дверь. А потом также протиснуться на выход. Газеты и журналы советского времени печатали карикатуры на автобусные темы — это было характерно для всей страны и потому не запретно.
Пассажиром я был аккуратным, и в автобусах со мной ничего опасного не случалось. Правда, однажды я выпал на улицу вместе с дверью. Хорошо, автобус тормознул перед светофором. Я не ударился сильно, поднялся, отряхнулся и пошел дальше пешком. Водитель высадил всех пассажиров, затащил дверь в салон и поехал ремонтироваться.
Вначале платили за проезд в зависимости от количества остановок, которые проехал пассажир. Потом в конце 1950-х гг. стали платить одну цену — пять копеек за любое расстояние. Пятаки за проезд собирал кондуктор. Обычно он — почти всегда пожилая тетя — сидел на своем кресле и время от времени громко покрикивал, чтобы пассажиры активнее передавали за проезд пятаки, не перегревали их в кулаках и карманах, надеясь улизнуть от оплаты. Народ платил по-всякому. Были и «зайцы» — о них тоже карикатуристы и фельетонисты сломали не одно перо.
Советское общество в 1980-х годах усиленно строило коммунизм. И однажды правительство Советского Союза решило, что люди в стране стали высокосознательными, и можно доверить пассажирам в автобусах самим оплачивать проезд. Кондукторов из автобусов убрали, вместо них установили кассы. Вначале они были автоматические: опустишь пятак — можно открутить и оторвать билет, не опустишь — механизм подачи билетной ленты не срабатывал. Потом кассы стали проще: опустил деньги или не опустил, билет оторвать можно было.
Все же сознательность пассажиров была, наверно, не очень высокая, было немало бесплатных ездоков. Появились контролеры, которые проходили иногда по салону и проверяли наличие билетов у пассажиров. При их появлении в салоне начиналось оживление, и пятаки начинали быстро-быстро сыпаться в кассу. Нередко устраивались настоящие облавы: в каждую дверь входили контролеры, на кассы надевали мешки, и начинали ловить «зайцев», собирать штраф…
В 1996 г. осенью я уехал в Омск в командировку, там в автобусах опять работали кондукторы. Вернулся в Тюмень — и у нас уже кондукторы. Но современные кондукторы совсем не похожи на тех неповоротливых теток, что были при социализме. Теперешние кондукторы, поджарые как спортсмены, к пассажиру подлетают, не ленясь и, как пчелки нектар с цветов, с нас, пассажиров, собирают, денежный взяток.
Каких только марок автобусов ни было в Тюмени! Но самые неуютные были ЛАЗы Львовского автозавода: жаркие, угарные, тесные — просто душегубки на колесах. Шутили, что эти ЛАЗы западные украинцы делали для США — негров морить, и для России — москалей травить. Теперь совсем не то. Автобусы есть европейского производства, китайские, корейские… С высоким полом, куда лезешь — не залезешь, и низкопольные, в которые входить удобно, как в свою квартиру.
Окончание следует.
***
фото: На углу улиц Первомайская и Республики;Автобус едет по улице Республики возле главного корпуса университета;ЛАЗ 697 – автобус-душегубка.