Сказка для взрослых
Рассказ
Ранним утром, как из яйца, вылупился из-под хвои маленький грибок-боровичок с крохотной шляпкой-тюбетейкой.
Открыл один глаз — ого! Открыл второй — ба! Да как светло-то! Первые лучи солнца осветили его макушку. Поежившись от свежести нового мира, он подумал: что же я там, в этой темноте, под настилом хвойного одеяла сидел столько? А оказывается, тут так уютно, и приятно смотреть на все вокруг! И главное, все видно: вот капелька росы, пригретая солнышком на травинке, упала ему прямо под нос…
А сколько приятных лесных запахов чувствуешь! Там, в мягкости и сумерках, только и нюхал одни грибные споры. Оно, конечно, тоже приятно, как-никак — живительная среда. Но свет! Солнышко! Роса! Листва! Кора деревьев! Цветы! Вся эта гамма ощущений настолько приятна, что пьянит, кружит голову.
— Ну, да ладно, что же это я расчувствовался…
Первым делом подумал: надо избавиться от налипшей хвои, но потом почувствовал силу в своих мускулах-порах, они как будто начали расширяться, и хвоя сама собой сползла с плеч. Прошел день, второй, третий, и уже на фоне хвойного одеяла обозначился настоящий гриб-боровик. Тюбетейка превратилась в шляпу с круглыми, мясистыми полями цвета перекаленного кирпича, а мускулатура ножки смотрелась, как берестяной туесок из-под соли.
Время идет. Природа свое дело мастерит, и в одно утро увидел он по соседству такое же чудо природы, что проклюнулось из-под хвои. Разглядывать было некогда, да и желание было другое — познать побольше окружающий мир.
И вдруг услышал необычные звуки: шум, гуд, треск, грохот. Это какой-то бедолага-шофер привез мусорные отходы и предательски опрокинул, свалил чуть не на голову гриба-боровика.
Такого ему не приходилось ни видеть, ни слышать. Местные лесные запахи исчезли, появилось непонятное зловоние — хоть нос затыкай и глаза закрывай. Мало того, пока природа благоухала и раздавала радости всему живому, какой-то лиходей на большом авто проехал по густому сосняку-мелкачу и примял, втоптал десяток молодых побегов — погубил.
Зрелый ум и крепкую силу благородного жителя леса это возмутило.
— Каким можно быть нечестивцем, чтобы сделать такое похабное дело?!
Ночь не спал. Две не спал. Время идет. Оно так дорого для молодого создания, так как недолог век гриба. Стал думать.
Где-то в мудрых книгах сказано, что гриб-боровик — царь всех грибов. Вот и пришла в голову мысль: «Раз я царь, могу огласить указ для всех жителей леса». Разгневанный произволом, решил он объявить непримиримую войну тем, кто не хочет содержать природу в ее первозданном равновесии.
В ту ночь ему не спалось. С рассветом разбудил своего соседа — такого же крепкого и мускулистого — и сказал ему так:
— У тебя зрение хорошее, чутье не хуже моего, наберись терпения и умения, обратись ко всем жителям леса, независимо от их рода и принадлежности с моим указом.
Указ гласил: «Повелеваю! Кто нарушит лесной закон равновесия природы, будет наказан — ею же. И не получит взамен ее даров. Злостных нарушителей этот указ не коснется, так как они во все времена были и будут безнравственными существами, и Природа их рано или поздно отторгнет сама…»
Ушел доброход от царя-батюшки к грибам. Много и долго раздумывал гонец над указом его величества-владыки. А вернувшись, поведал царю думы и чаянья всех грибовидных семейств и одиночек.
— Вот сказали грузди: «Мы ребята дружны, живем большими семьями в березовом лесу. Здесь так уютно и светло, и комфортно. Березке-белобрысине поклоняемся до самой земли. Смотрите, сколько она дает: бересту для смолы — раз, веники — два, березовый сок — эликсир здоровья — три, жаркие дрова — четыре, а сколько изделий из ее древесины на каждом кухонном столе у домашней хозяйки! Указ одобряем!»
Что сказали мне волнушки? «Мы волнушки-простушки, живем на лесной опушке, у чистой, родниковой речушки — нам чужой территории не надо. Наш царь лесной умен — только пользу для леса делает он. С указом согласны!»
Вот поведали опенки: «Наши ноги тонки, но дружбой и выручкой среди всех грибов нам нет равных. Ведь мы живем большими семьями на пнях березовых, одного мы корня. С указом согласны!»
Засудачили маслята: «Мы веселые ребята! Как начнется наше время, так в лесу одно веселье. Мы — самые первые предвестники грибной поры. Указ хорош, полностью согласны!»
Так ответили рыжики: «Хотя мы поздние мужики, но вкусом ни на йоту не уступаем груздям. Кто попробует горячую картошечку с солеными рыжиками, лучшей закуски и искать не будет. А жареные рыжики в сметане — деликатес, да и только! Указ владыки одобряем полностью!»
Только не в ритме со всеми оказалась бледная поганка. Она была настолько злая, что от злости у ней на ножке резинка лопнула: «Я бы своим ядом всех нарушителей и осквернителей отравила!»
— Да верно говорят в народе — бодливой корове Бог рогов не дает, — молвил владыка.
После слов собрата у него поднялось настроение от таких хороших вестей, и решил он еще заручиться поддержкой всех деревьев. Долго ждать не пришлось: «Мы, жители лесного братства — березки, сосенки, осинки, талинки, тополинки, травинки — хотим, чтобы нас не ломали, хвойного одеяла не разрывали, колесами не топтали, отходами не травили. Указ правильный, полностью одобряем!»
Воспрял духом издатель указа, хотел только потереть свои ладони от удовольствия, так у него пятка зачесалась.
— К чему бы это? — спросил молодого соседа.
— Да… Недолог век гриба — червячку завестись пора, — отвечал тот ему.
Загрустил было владыка, но тут же оживился и заявил:
— Велика и мудра наша Природа. Все, что нарождается, со временем умирает. Это ее закон. Гриб смертен, но грибница и ее споры, если их беречь и сохранять, — вечны!
Отныне повелеваю и передаю, как эстафету, этот указ: «Когда почувствуешь приближение конца, и начнут иссякать твои силы, передай следующему поколению мое повеление. И чтоб не затух уголек нашей идеи!»
На том и порешили.