Его и не узнать
Дом жилой с лавкой. Дата постройки — конец XIX века.
Ни имен хозяев, ни названий товаров, ни прежнего облика. Ничего этого не осталось у дома с торговой лавкой, что стоит на сегодняшней улице Ямской.
Даже особенной архитектурой он из общего ряда подобных ему строений конца XIX — начала XX веков не выделяется: рядовое купеческое жилье, как и написано в Аннотированном перечне объектов культурного наследия Тюмени.
Зато этот жилой дом с лавкой — отличный повод, чтобы поговорить о торговле в одном из самых торговых городов России — в нашем.
В конце XIX — начале XX веков типичной формой обмена товарами в Западной Сибири все еще были ярмарки. А до того, как была проложена железнодорожная магистраль, ярмарки были распространенной формой торговли и проводились во всех городах.
Однако Тюмень — дело особенное, так уж удобно она расположена на торговых путях, что ни обойти ее, ни объехать. Поэтому власти города в 1845 году решили организовать в Тюмени регулярную большую ярмарку — Васильевскую.
Сначала она развивалась быстро и широко, собирая множество купцов и покупателей, а еще больше — всевозможных товаров. Она даже грозила «уронить», обойти по популярности ярмарку Ирбитскую. Этого, впрочем, так и не случилось: сказались неудачные сроки проведения (с 1 января по 1 февраля) — слишком уж близкие к датам проведения Ирбитской ярмарки, которая все же была значительно привычнее для иногороднего купечества. Тюменская ярмарка в итоге не выдержала конкуренции, и год за годом утрачивала оборот товаров.
На Васильевской продавали привезенные из других городов промышленные изделия, бакалейные товары (сахар, чай, табак, вино), хлопчатобумажные и шелковые ткани, мыло, обувь и другое. Безусловно, не обходилось без сельскохозяйственной продукции: дичь, рыба, ягоды, орехи. Товары, закупаемые купцами-монополистами в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, расходились в гостиный двор: лавки и магазины.
Интересно то, что все товары русского происхождения, которые завозились из России, назывались «европейским товаром».
Иностранные товары привозили в основном из Западной и Восточной Европы, из Азии. Во второй половине XIX века они пользовались большим спросом, особенно экзотические фрукты, рысьи и барсовые шкуры, шелковые ткани, ковры. Такие товары назвались в Тюмени «колониальными».
Однако ярмарки хоть и были самыми массовыми, но проводились они только два раза в году — зимой и летом. Значительную же часть товарооборота в нашем городе составляла торговля местная, как оптовая, так и розничная.
Оптом торговали своей продукцией купцы первой и второй гильдий. Они имели большие конторы, склады, амбары, предприятия. Обычно в оптовой торговле было занято несколько человек: это сам купец, приказчик и рабочие, число которых зависело от масштаба торгового предприятия.
На магазин, впрочем, стандартное купеческое торговое заведение походило мало. Не было товаров в витринах (кроме, пожалуй, чайной лавки семьи Колокольниковых). Даже сами сделки совершались не в конторах, а в закусочных или бутылочных, во время приватных бесед покупателя и продавца. А иной раз купец приглашал покупателя домой на обед. Словом, крупные партии товаров предполагали особые правила игры.
Но самыми привычными местами, где можно было купить необходимое, были, конечно, лавки. Магазины как магазины. Даже немного супермаркеты, потому что зачастую торговали смешанными товарами: здесь вам и сахар с мукой, здесь же мыло, здесь же какие-то необходимые в хозяйстве инструменты.
На сегодняшней улице Ямской как раз сохранился пример такой классической лавки, расположенной в первом полуподвальном помещении жилого дома. Владелец, скорее всего, был либо мелким купцом, либо состоятельным мещанином. В конце XIX века даже некоторым из мещан удавалось строить дорогие для того времени каменные дома.
Как правило, оборот капитала в лавке не превышал 100 тысяч рублей в год. Историки относят ее к так называемой мелочной торговле. Лавка, кстати, — это переходная форма к более высокоразвитой капиталистической форме торгового заведения — магазину.
Подобных лавок в Тюмени сохранилось несколько. Большинство разбросано по центру города, одна сохранилась у реки на улице Пристанской. Постепенно, когда город стал разрастаться, лавочки сместились на окраины, уступив место просторным торговым рядам и полноценным магазинам. В середине XX века их и вовсе перестали применять по назначению. А в веке новом большую часть уютных помещений заняли офисы.
Вот и в жилом доме с торговой лавкой, что стоит на Ямской, трудно узнать памятник архитектуры позапрошлого века. Отделанный современными материалами, он вполне похож на строение века нынешнего. В реестре памятников о нем, наверное, написали бы так: облик сильно искажен.
***
фото: