X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Душу отдала медицине

Многим из нас хорошо знаком тип настоящего советского врача — человека, без оглядки влюбленного в свою работу: живущего ею, счастливого ею. Он может руководить отделением или целой больницей, а может быть участковым педиатром или терапевтом.

Жаль, что встретить такого теперь удается все реже — врачи старой закалки выходят на пенсию. А на посту их сменяют молодые специалисты, иначе глядящие на мир.

— Для врача очень важно уметь говорить с пациентом. Уметь его выслушать, не перебивая, — рассуждает Тамара Ивановна. Без малого пятьдесят лет медицинского стажа и тысячи благодарных пациентов служат залогом правоты ее слов. — В 1964 году, когда я окончила омский медицинский институт и устроилась работать в медсанчасть «Нефтяник», в Тюмени были закрыты лишь 40 процентов врачебных ставок. Там, где врачей не хватало, работали фельдшеры. Попасть на прием к специалисту считалось удачей, потому и отношение к ним было соответствующее — как со стороны пациентов, так и со стороны руководства. Но и мы в свою очередь выполняли работу больше чем на сто процентов, старались найти и время, и теплое слово для каждого пациента.

Тамара Шалавина говорит об этом, сидя с чашечкой кофе в руках, но я представляю ее в маленьком кабинете за столом — в белом халате, окруженную амбулаторными медкартами. И откуда-то изнутри поднимается волна доверия и приязни. Таким, как Тамара Ивановна, на мой взгляд, и должен быть настоящий доктор — добрым, чтобы не напугать ребенка. И способным своей спокойной уверенностью заставить задуматься о здоровье взрослого человека.

. Она родилась в 1938 году в Новосибирске, годовалой девочкой попала в Тюмень. В нашем городе окончила школу и повстречала будущего мужа. Покинув Тюмень, чтобы учиться в медицинском институте в Омске, она вернулась домой сразу после выпуска и пять лет трудилась на тяжелой и ответственной должности участкового врача. Но тяга к знаниям не ослабевала. Вот история ее профессионального становления:

— Моя жизнь полна счастливых случаев, — рассказывает Тамара Ивановна. — Например, из-за проблем с глазами я попала в единственную на тот момент в Тюмени областную клиническую больницу. Там встретила одноклассницу — она как раз заканчивала ординатуру и посоветовала мне продолжить учебу. Моим наставником стал Мозес Якубович Лауфер, в то время заведовавший кафедрой госпитальной терапии Тюменского медицинского института. Про него теперь не любят вспоминать — он эмигрировал, но я благодарна ему по сей день.

Так же с любовью я вспоминаю и других своих учителей. Елену Константиновну Рычкову — она была строга, но очень грамотна, и воспитала для Тюменской области массу отличных специалистов. И Нину Эдуардовну Агапееву — ее можно назвать основателем эндокринологического направления в тюменской медицине. В те годы эта наука была еще не развита, и чтобы пройти десятидневные курсы по эндокринологии, наши терапевты ездили в Харьков.

Я жадно впитывала знания, удивляясь тому, как вообще могла раньше работать с пациентами. И два года спустя мне оказали огромную честь — пригласили в областную больницу на должность эндокринолога. Имея в качестве опоры отделение терапии в больнице и кафедру госпитальной терапии в институте, я продолжала расти — были созданы все условия.

В 1979 году заняла должность главного эндокринолога в тюменском облздравотделе. Задача передо мной стояла сложная — дать людям возможность получать эндокринологическое лечение. А для этого не хватало ни коек, ни специалистов. Но те же проблемы старались решить и в других регионах страны. Мы обменивались опытом при каждой возможности, охотно перенимая друг у друга полезные новшества. Я добилась, чтобы на рабочем месте мне разрешили обучать терапевтов из городов и сел. Помог заведующий кафедрой госпитальной терапии мединститута, профессор Юрий Иванович Кардаков. Я с огромной теплотой вспоминаю этого интеллигентного человека, который пригласил меня преподавать на кафедру, где я училась, и объяснил, что нужно уважать личность студента. Его уроки я пронесла через всю жизнь и именно благодаря им смогла завоевать не только уважение, но и любовь моих учеников.

Когда я вступила в должность, эндокринологов в Тюмени можно было пересчитать по пальцам одной руки, а когда ушла — их было уже больше двадцати. Я горжусь своими учениками. Среди них такие величины, как нынешний проректор медакадемии Людмила Суплотова — она впервые занялась изучением йододефицита у жителей нашего региона; Мария Некрасова — известный в городе специалист по остеопорозу. И многие другие. Некоторые склонны завидовать чужим успехам, а я радуюсь.

… Тамара Ивановна долго рассказывала мне о достижениях своих учеников. А вот о своих собственных делах и о той роли, которую играла и продолжает играть для тюменского здравоохранения, говорить стеснялась. Впрочем, довольно и того, что сотни врачей по всей Тюменской области любят ее сильнее, чем первоклассники первую учительницу.

— Профессию мне выбрал папа — потому как я плохо знала математику, он решил, что врачом мне стать проще. А специализацию определила судьба — счастливый случай. Но у меня такой характер, что я не могу работать вполсилы. И не могу плохо, спустя рукава, делать дело, за которое берусь. Наверное, поэтому я ни разу в жизни не пожалела о том, как сложилась моя жизнь, и что я посвятила себя медицине. Конечно, было тяжело. Но, оглядываясь назад, я не вижу ничего плохого, только ощущаю радость — ведь я делала полезное и нужное дело. В моем понимании, счастье — это когда ты нужен.

В этом, наверное, и заключается секрет жизненной силы Тамары Ивановны Шалавиной. Сегодня она в кругу родных, коллег и учеников празднует юбилей -75 лет. Но возраст для нее — не помеха. Она, как и прежде, преподает на кафедре терапии в медицинской академии — читает курс эндокринологии. А еще консультирует по своей специальности врачей второй областной больницы и медсанчасти «Водник». А еще — отвечает на вопросы своих бывших студентов, успевших наработать большой медицинский стаж.

— В последнее время они звонят все реже. Я сперва хотела обидеться, а потом поняла — они же растут! Прекрасно, что все меньше им нужна моя помощь. Иногда даже подумываю: «Может, пора совсем отойти от дел?» Но никак не могу решиться. Чем заниматься на пенсии, если нет в мире увлекательней дела, чем работа?..

***
фото: На этом снимке Тамаре Ивановне 39 лет — еще два года до должности главного эндокринолога области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта