X

  • 13 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 99
  • 5598

О себе и о родном городе

Одна моя знакомая сказала: любите свой город, и он ответит вам тем же! Встречая таких людей, как Раиса Харитоновна Гуляева, я каждый раз думаю, что Нина была права.

Раиса Харитоновна, постоянная читательница нашей газеты, вчера отпраздновала свой 90-летний юбилей. Большую часть жизни она прожила в Тюмени. Поэтому ее история и история города неразрывно связаны друг с другом.

— Наша семья переехала сюда из Новосибирской области в 1928 году. Было нас у мамы пятеро — четыре дочки и сын, — вспоминает Раиса Харитоновна, — поселились в доме Шайчика на улице Ленина. Но прожили там недолго. Помню историю, как с соседней церкви стали снимать кресты. Люди выбегали из домов, женщины плакали — и мы, маленькие, хоть не понимали, что происходит, плакали вместе с ними. Вскоре переехали на тихую и уютную улицу Хохрякова, такую зеленую. Там закончилось мое беззаботное детство…

… Помнит Раиса Харитоновна Тюмень тыловую. Она казалась серой и пустой, в домах остались старики, женщины и дети. Они встали к заводским станкам. В 1941 году к нам эвакуировали из Москвы планерный завод N 241. 18-летняя Рая устроилась туда работать сборщицей, чтобы помогать матери кормить младших детей.

— Тяжело приходилось, зато -дома, семья рядом. Но завод неожиданно перебросили в Рязань, и я уехала вместе с ним. Там работали в холодных летних цехах, спали на топчанах, даже плохонького постельного белья не было. А в 1946 году пришло известие, что мама заболела, осталась с тремя маленькими детьми, и я отправилась обратно домой.

В Тюмени Раиса Харитоновна устроилась на завод пластмасс и 20 лет проработала в химической лаборатории.

— Я вас любил, любовь еще быть может… — юбилярша вдруг звонким голосом заводит романс.

— Где вы так петь научились?

— А я устроилась на «пластмассе» в заводской хор. С тех пор вот и пою. А до недавнего времени еще выступала в народном театре!

Город словно подпитывает Раису Харитоновну своей энергией, она до сих пор следит за новостями и сама любит быть в центре событий. Когда объявили субботник в парке Оловянникова, в первых рядах отправилась наводить там порядок.

— Наверное, это самое любимое место во всем городе, — говорит Раиса Харитоновна. — Мы там отдыхали в пансионате. Раньше по парку пробегал ручеек, через него были мостики навесные. Можно было взять лодку напрокат. Мы, правда, не осмеливались. А вот по мостикам гулять любили… Жаль, что сейчас там все заросло. Говорят, что территория бывшего пансионата вообще принадлежит частному лицу. Сможет ли оно, это лицо, навести там порядок? И будет ли парк, как и прежде, открыт для людей? — беспокоится она.

Раиса Харитоновна замечает, что Тюмень меняется с космической быстротой, растут новые микрорайоны. Внешне это уже совсем не тот город, в котором прошли годы ее молодости. Но от этого -не менее красивый и не менее любимый.

— А чего у нас не хватает, как вам кажется?

— Оперного театра нет! Помню, мы когда-то специально ездили в Екатеринбург, чтобы послушать оперу. Мне, например, очень нравится «Евгений Онегин». Но давно это было, еще когда внук учился в консерватории.

Сейчас у Раисы Харитоновны уже взрослые правнук и правнучка. А там, глядишь, и до праправнуков недалеко. Во всяком случае, юбилярша планирует дожить как минимум лет до ста. Энергии у нее хоть отбавляй, и она направляет ее в творческое русло — пишет стихи о своем городе. Может, местами простые и наивные, зато — искренние:

Тюмень, ты — наш родной

сибирский город,

Четыре века минуло тебе.

Ты — как перо жар-птицы,

сердцу дорог,

Тюмень — старинный город

на Туре.

Тюмень в Сибирь ворота

отворила

И всех встречала,

как родная мать,

В лесах суровых северных

взрастила

Сколько городов — не сосчитать.

Тебя зовут теперь

«страна Тюмения»

За ширь лесов, полей.

За газ и нефть. Трудилось честно

наше поколение,

За смелость, мужество —

хвала и честь.

***
фото: Раиса Харитоновна Гуляева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта