X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Может, что-то в консерватории подправить?

Музыкальное образование, наряду с медицинским и духовным, всегда являлось одним из самых длительных и сложных. Люди тратят 20 лет жизни, чтобы пройти все этапы от музыкальной школы до консерватории и аспирантуры. И результатом этой длительной работы над музыкальными навыками всегда был высочайший уровень российских артистов. Один из послов Америки в России в начале двухтысячных сказал: «Я завидую русским людям. Ваша культура во всем мире ассоциируется с Мариинским театром и классической музыкой, а не с Бритни Спирс».

Однако политика нашего государства, нанесшая удар по системам образования, здравоохранения и другим, не могла не коснуться и сферы культуры. Это как лакмусовая бумажка состояния в обществе. Ведь культура — это не только репертуар местной филармонии, это еще и культура поведения людей. Культура уважения старших. Культура выслушать соседа по лестничной площадке. Культура взаимоотношения органов власти и простого человека.

Не приходилось встречать балалаечника, который бы руководил крупным объектом строительства. Дирижера, который бы бросал в бой военные части, пока тоже не встречал. Однако же культура (по неведомой для меня причине) до сих пор является той сферой, где количество непрофессионалов среди руководителей просто бьет все мыслимые пределы.


Куда уходят деньги, в какие города?

После окончания Тюменской академии культуры и искусств довелось мне руководить несколькими учреждениями культуры на территории Тюменского района. На своей шкуре испытал все «прелести» работы культработника на селе: когда руководитель думает не об организации культурной жизни, а о том, когда включат отопление, когда будут проводиться ремонтные работы. О том, как платить вовремя мизерную зарплату сотрудникам и, как выполнять бесконечные предписания надзорных служб. Почему-то львиная доля средств, выделяемых из бюджета области на развитие культуры, оседает в нескольких учреждениях областного центра. Такое непропорциональное распределение средств вызывает недоумение у жителей городских окраин и жителей села. Ведь там тоже люди, тоже родители, заинтересованные в разностороннем развитии своих детей.

Когда я в прошлом году узнал об инициативе правительства увеличить заработную плату работникам культуры на 30%, то очень обрадовался, но каково же было мое удивление и возмущение, когда, в ходе беседы с несколькими руководителями учреждений, выяснилось, что это «повышение» прошло благодаря сокращению штатов этих учреждений на эти самые 30%! То есть сверху пришло распоряжение: уволить треть сотрудников, остальным поднять зарплату. А вот теперь объясните родителям, что кружок по танцам, куда многие годы ходила их дочка, закрывается, потому что правительство «позаботилось о повышении заработной платы». На деле вышло так, что разумные директора ДК, стараясь сохранить работников, вынуждены были переводить их на внебюджет, что отрицательно сказалось на их заработке. Так, декларируемая забота превращается в банальную «показуху» и профанацию.


Чехарда дилетантов

Качество руководящего состава также вызывает немало вопросов. Отчего-то сложилась у нас традиция назначать директорами учреждений культуры людей, угодных администрации, несмотря на отсутствие профильного образования и опыта работы в сфере искусств. Вот и получается, как в том анекдоте: руководил баней, не справился — отправили руководить музыкальной школой. Результаты получаем соответствующие. Дело даже не в том, что подобные люди не разбираются в профессиональных тонкостях этой сферы, а в том, что они не болеют душой за свое дело. На первый план ставят личное спокойствие, а не развитие учреждения. «Ну и ладно, что нет хороших концертов. Да и бог с ним, что дети никуда не ездят выступать, зато на бумаге все гладко и красиво. И у учредителей нет никаких претензий. Меньше активности — меньше проблем», — вот логика подобных управленцев.

Дома культуры, некогда бывшие очагами искусства, посажены нынче на самоокупаемость. Большую площадь своих помещений раздают под аренду. Естественно, это отражается на прямой их деятельности — страдают коллективы. За последние годы были закрыты два муниципальных народных оркестра на юге области; именитый некогда хор, взявший имя своего основателя Цыбульского, ютится в каморке ДК «Железнодорожник», испытывает финансовые трудности. А когда-то ДК строили в том числе и для этого коллектива. И многие другие замечательные ансамбли, прославлявшие наш край, тоже еле сводят концы с концами и медленно затухают.


Спад культуры — дело «большой лапы»

Зато не затухают коррупционные скандалы вокруг областных учреждений культуры. Череда скандалов, связанных с ДК «Строитель», с многолетним ремонтом ДК «Нефтяник», отстранением директора департамента культуры на период следственных действий — все это тоже определенный показатель состояния культуры нашей области. Разговаривая с Заслуженным работником культуры РФ (фамилию не указываю), создавшим целую школу в нашем регионе, знаменитым на всю страну, слышу мнение: «Возникает ощущение, что у нас идет последовательное, планомерное уничтожение культуры. И целью его является оболванивание и отупление людей, в первую очередь подрастающего поколения».

Все это негативно сказывается на мотивации молодых людей, решивших связать свою жизнь с искусством. Сил и времени на обучение уходит много, а гарантии последующего трудоустройства и достойной оплаты труда — никакой. Вот и получается что педагоги кафедры Академии искусств, лауреаты международных конкурсов, вынуждены подрабатывать в тех же ресторанчиках, что и их студенты-первокурсники. И за ту же оплату.

Невольно вспомнишь монолог сатирика Михаила Жванецкого, фразу из которого я выбрал для названия этой статьи — так, может, что-то в консерватории подправить?!


Иван Вершинин, координатор первичного отделения ЛДПР

Печатная площадь предоставлена на бесплатной основе по результатам жеребьевки.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта