X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Мечтаю о ломе с бассейном на краю обрыва»

Скалолазы — интересные личности, но для многих они остаются загадками.

Коренной тюменец Станислав Кокорин в 23 года залез на впечатляющую высоту: стал заслуженным мастером спорта и выиграл массу значимых наград (серебро чемпионата мира и недавних Всемирных игр в Колумбии, два Больших Кубка мира).

Сегодня, в День физкультурника, мы предлагаем вниманию читателей интервью-портрет скалолаза Кокорина.

— Станислав, обратимся к твоим отроческим годам… Каким был твой самый первый день в тюменском детско-юношеском центре «Алькор»?

— Шел сентябрь 2001 года. Меня, как и многих, привела сюда мама. Я уже занимался в других спортивных секциях, пока однажды не увидел скалолазание по телевизору. В то время был очень стеснительным пареньком, поэтому толпа людей в тамбуре меня смутила. Вдобавок ко всему тренер опаздывал. Конечно, хотелось познакомиться с кем-нибудь из ребят, но сразу же включился мой стеснительный тормоз. В общем, дождался я своего первого тренера Елену Дорошенко. А вечером без умолку рассказывал маме, как мне там понравилось и что жду-не дождусь второй тренировки.

— Ты пробовал заниматься каратэ, борьбой и даже бальными танцами. Чем тебя все-таки «зацепило» скалолазание?

— Бальные танцы были первыми в ряду увлечений и проб. Успел протанцевать около двух месяцев — и секция закрылась… Самое яркое воспоминание — меня постоянно выставляли в круг и показывали, как нужно правильно ходить на цыпочках. Не очень нравилась мне специфическая обтягивающая одежда.

В другой секции — греко-римской борьбы, было как-то все несерьезно. Вот на каратэ я ходил два года. Но из-за того, что каждые выходные и праздники уезжал в деревню к бабушке, у меня так и остался белый пояс новичка. Просто именно в те дни и проходили семинары, где нужно было повышать свой разряд.

Скалолазание полюбил с первого взгляда. Был приятно удивлен дружеской атмосферой, всегда царившей в зале «Алькора». Там никогда не случалось размолвок. Тренеры меня обнадежили, и я с удвоенной энергией работал на тренировках. А на первых же соревнованиях выяснилось, что я еще и амбициозный спортсмен, который не любит проигрывать… Сейчас, когда это случается, то стараюсь не расстраиваться. В случае неудачи появляется еще большее желание тренироваться, чтобы на следующем старте быть первым.

— Расскажи про различия между двумя основными дисциплинами скалолазания: на скорость и на трудность?

— Все соревнования на трудность проводятся на искусственном рельефе. Неудобства, если можно так выразиться, заключаются в длинных сложных трассах с не очень большими зацепками и не очень приятными хватами (хват — это положение, в котором скалолаз хватает зацепку, то есть выступающий камень на трассе). В соревнованиях же на скорость все более просто и примитивно — обычная прямая стенка с большими зацепами.

— Дало ли преимущество молодым спортсменам внедрение 15- метровой эталонной высоты?

— Конечно, оно есть. Ранее на трассах классического формата зачастую выигрывали те, кому 30 лет или больше. Сейчас такого нет. Я всегда сравниваю нашу 15-метровую стенку со спринтом в легкой атлетике, где не видно никого, кому перевалило за 27.

На эталонной высоте опытные спортсмены могут побеждать только за счет стабильности и более устойчивой психики. Но на следующий год скорость станет еще выше, и «старички» не смогут выдержать этого бешеного темпа.

— В представлении людей скалолаз — это человек, карабкающийся по горам. Как бы ты развенчал это досужее мнение?

— Мне это очень знакомо. Когда узнают, что я скалолаз, то частенько ошарашивают вопросом: «А на Эльбрус поднимался?». Люди думают, что мы просто в гору ходим! Я раньше на это очень сильно обижался. Сейчас просто все перевожу в шутку. Говорю, что собираюсь в следующем году обязательно рвануть на Эльбрус (улыбается). Главное, что мои близкие и родные знают во всех подробностях, что такое скалолазание.

— Чем будешь заниматься после окончания спортивной карьеры?

— Для меня это загадка. Работаю тренером в «Алькоре» и пока только присматриваюсь к этой профессии. Параллельно учусь на инженера. Моя специальность — механизация строительства и обустройства нефтегазовых объектов. Честно сказать, данная профессия в России не очень востребована. Она развита в Германии и Франции, где такие технологии любят и вкладывают в это деньги. Зимой хотел пройти практику на буровых установках «Газпрома», но, к сожалению, пока не срослось.

— Каковы причины стремительного взлета тюменских скалолазов до мировых высот?

— Это не секрет. В улучшении финансирования «Алькора». Есть такая формула: труд плюс деньги равно результат. Конечно, в России есть спортсмены-энтузиасты (Евгений Вайцеховский, Сергей Синицын), которые вкладывают свои деньги, не зная, вернут ли их. Мне трудно представить, как можно семейному человеку поехать на соревнования и потратить там 50 тысяч рублей, а заработать 20. Деньги решают все, от этого никуда не уйдешь.

— Сколько примерно может получить скалолаз за год?

— На квартиру точно не заработаешь, но на полквартиры — вполне реально. Если касаться чисто соревнований, то все зависит от размеров призового фонда и того места, которое ты занял. Например, за победу обычно вручают чек на три тысячи евро, а вот за шестое место — уже какие-нибудь символические сто. Если говорить о материальных итогах всего года, то ты можешь спокойно и размеренно прожить на призовые от соревнований при условии, что будешь стабильно занимать места в тройке.

Благодаря помощи Михаила Паутова, директора ОСДЮСШОР Тюмени, ситуация реально изменилась — нас стали уважать. Директор областного департамента по спорту и молодежной политике Дмитрий Грамотин интересуется нашими успехами и делает все возможное, чтобы были созданы идеальные условия для достижения поставленных задач. Такой подход подкупает. Вырастают крылья. И есть осознание того, что за тобой стоит вся спортивная Тюмень.

— Какое из государств, где побывал, тебя больше всего впечатлило?

— (После небольшой паузы). Эквадор. В 2007 году там проходило первенство мира, которое стало моим первым международным стартом. Эта страна впечатлила, наверное, действительностью, совершенно не похожей на российскую. Особенно понравилась тамошняя еда. Если у нас суп варят, например, из гороха, то у них — из папайи или бананов. Там весьма интересные обычаи, да и природа просто сумасшедшей красоты. Особенно понравилось мне на кофейных и банановых плантациях. До этого я никогда не покупал бананы, которые срывают тут же, при тебе… Правда, Эквадор — страна бедная, и там серьезная криминогенная обстановка — впрочем, как и во всех странах Латинской Америки. Абсолютно на всех магазинах и аптеках там зарешечены окна.

— Вернемся к недавнему большому событию — Всемирным играм.

— Путевку сюда я получил благодаря прошлогодней победе в розыгрыше Большого Кубка мира. Рано утром 31 июля мы вылетели в Колумбию, потратив на это около 27 часов. В дороге до отеля город под названием Кали я особо и не разглядел: на улицах было мало света. Показалось, что самые освещаемые здесь места — это. автомобильные заправки. А вот цена на бензин — пять долларов за четыре литра — приятно удивила.

— Днем город стал более привлекательным?

— Проснувшись под музыку из местных забегаловок, мы первым делом выглянули в окно. Кали представляет собой типичный латиноамериканский городок. По улицам с обшарпанными невысокими зданиями гоняет множество стареньких «фордов» и «шевроле». А число торговцев фруктов с большими тележками просто не поддается подсчету. За завтраком в Интернете «шерстили» Википедию, стараясь узнать побольше о самых интересных местах Кали. Уже настроились на дневную прогулку, но пришлось свернуть свои грандиозные планы. Оказалось, что нам запрещено прогуливаться без сопровождения полиции — слишком опасно. Но на следующий день удалось улизнуть на прогулку в центр Кали без назойливого сопровождения. Обзавелись шляпами сомбреро и магнитиками. Не оставили без внимания и знаменитый на весь мир колумбийский кофе.

Не встретили и намека агрессивности со стороны местных жителей. Словом, Колумбия показалась абсолютно миролюбивой страной.

— Каковы твои спортивные цели на остаток сезона?

— Осталось еще пять этапов Кубка мира. Сейчас я занимаю первую строчку в нынешнем розыгрыше благодаря двум победам, добытым на старте. Есть желание и силы взять свой третий Кубок!

— Говорят, что в Тюмени строится один из самых крутых ска- лодромов в нашей стране…

— С большим нетерпением ждем его открытия. Он будет самым большим в России. Но пока трудно сказать о точном сроке его сдачи в эксплуатацию.

Конечно, такая махина даст нашей области новых чемпионов. Также немалым плюсом является привлекательность такого сооружения для всех, кто стремится вести здоровый образ жизни. Скалолазание — это и спорт, и фитнес. В нем ты можешь стать если не чемпионом. пусть даже своего микрорайона, то просто здоровым человеком с хорошо тренированным телом.

***
фото: Станислав Кокорин — как всегда, «между небом и землей».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта