Без шанса на побег
За 15 лет работы сотрудники управления по конвоированию УФСИН России по Тюменской области сопроводили более 900 тысяч заключенных. Практически, полторы Тюмени.
— Об их работе мало кто знает, потому что она не на виду, — встречает нас у ворот службы конвоирования пресс-секретарь областного УФСИН Ольга Казанцева. -Но работа эта очень сложная и рискованная. Представьте только: оказаться в закрытом пространстве с осужденными, которые могут быть психически неуравновешенными или больны открытой формой туберкулеза. Да и вообще, кто знает, что у них на уме.
Хотя в идеале конвоир должен предсказывать поведение заключенного на десять шагов вперед. Это примерное расстояние от спецвагона, в котором прибывает или убывает этап, до автозака.
— А если состав, к которому цепляется такой вагон, приходит не на первый путь? — спрашиваю я у заместителя начальника управления по конвоированию Евгения Гурина.
— Отгоняем его на запасной путь — в так называемый парк отстоя, и автозак подъезжает туда, — отвечает он. — Исключений быть не может. Все строго по инструкции.
По инструкции конвоиры выстраиваются на платформе живым коридором. Это называется линия охраны. Сейчас они как раз это демонстрируют — начинается показательная тренировка для журналистов.
На территории управления есть небольшая площадка, где стоит вагон с зарешеченными окнами. Только, кажется, слишком маловат.
— Он с детской железной дороги, — объясняет Евгений Юрьевич.
— Нам для тренировок большой-то и не нужен.
Из вагонного окна сквозь решетку смотрят два человека в тюремных робах — переодетые сотрудники управления. Этот маскарад не столько для нас — зрителей, сколько для служебных собак (с конвоирами всегда работают кинологи). Говорят, что собаки натасканы на людей в робе.
Признаюсь, всегда думала, что животные реагируют не на внешний вид человека, а на запах и поведение. Но служебный ротвейлер начинает рваться с поводка и лаять, именно когда из вагона выскакивают переодетые сотрудники.
Один добегает до автозака, запрыгивает в него. А второй бросает в лицо одному из конвоиров дорожную сумку и пускается наутек. Ротвейлер, которого наконец-то спустили с поводка, несется вслед за ним. Хватает за ватный рукав и ни в какую не отпускает — переполнен чувством выполненного долга. Ведь не так часто ему выпадает погоняться за почти настоящими беглецами. А за настоящими — и того реже.
— За все время работы управления было только три попытки побега, — рассказывает начальник управления, полковник Юрий Колобов. — Но срыва служебной задачи сотрудники никогда не допускали.
Юрий Колобов руководит конвойной службой со дня ее основания — с декабря 1998 года. В то время на балансе управления было три стареньких автозака, в штате — всего 25 сотрудников, которые теснились в. двух кабинетах. Чуть позже управление переехало на территорию бывшей воинской части на улице Механизаторов, где находится по сей день.
И сегодня в местном автопарке уже много новых конвойных машин, оборудованных. кондиционерами.
— Мы перевозим людей на достаточно дальние расстояния, — говорит Евгений Гурин. — Например, в Лебедевку. Да и по городу, особенно в жаркие летние дни, в автозаке без кондиционера ездить трудно. И сотрудникам, и осужденным.
Внутри фургона они разделены решетчатой дверью. Она фиксируется из кабины автомобиля и еще дополнительно — ключом. Евгений Гурин достает его из какого-то секретного места в фургоне — так, чтобы нам не было видно. Экскурсия экскурсией, но в работе конвойной службы много моментов, которые должны оставаться закрытыми от взглядов сторонних наблюдателей.
… Хотя в автозаке журналистам посидеть разрешили. Один корреспондент даже умудрился сам себя захлопнуть в клетке — его высвобождали оттуда под звук сработавшей сигнализации. Так что хлопот у конвоиров с любопытными представителям и СМИ было не меньше, чем с заключенными. Но сотрудники управления — люди ко всему адаптированные, сказал Юрий Колобов.
— Они подготовлены не только профессионально, физически, но и психологически, — рассказывает он. — Их служба связана с частыми поездками на довольно дальние расстояния. На мобильную группу, которая находится в отрыве от всего коллектива и начальства, ложится большая ответственность: приходится самостоятельно решать все вопросы, какой бы сложности они ни были.
Иногда — при помощи приемов рукопашного боя. В работе конвоира Юрия Муратова такие случаи были не однажды. Как-то он обезвредил заключенного, у которого был черный пояс по карате и 150 килограммов веса. Тот устроил бунт в спецвагоне: повредил колено одному сотруднику, вывернул руку другому, бросил третьего, но обломал копья о Муратова. Оставшееся время до Тюмени ехал тише воды, ниже травы. Непонятно было, чего хотел добиться — бежать-то из заблокированного вагона практически невозможно. Наверное, у заключенного просто было плохое настроение.
За настроением же конвоиров следят штатные психологи — наблюдают за психологическим состоянием сотрудников и за тем, чтобы они вдруг не попали под влияние спецконтингента. Таких перебежчиков, появись они в управлении, разоблачат в два счета, говорит Колобов.
… А пока мы ходим по управлению, в СИЗО N 1 кто-то уже ждет своего этапа в колонию. За этими осужденными сейчас выезжают несколько автозаков. Перед выездом их осматривают караульные: чтобы не оказалось внутри запрещенных предметов. Проверяют, надежно ли заперты люки на крыше, работает ли внутренняя система видеонаблюдения, радиосвязь. Еще одна нелегкая поездка.
***
фото: Конвой задерживает «беглеца»;Евгений Гурин внутри автозака;Кинологи помогают конвоирам