История «царского» рояля
В следующем году музыкальная школа искусств имени В.В. Знаменского отмечает 95-летие.
В 1919 году она получила название «Первая советская народная музыкальная школа Сибири» и до 1965 года оставалась единственной музыкальной школой в Тюмени. Чтобы бережно и вдумчиво рассказать о ее истории и традициях, необходимо обратиться к тем, кто впитал их с детских лет. Мы нашли такого человека — это Нина Антоновна Бритва.
В 1956 году Нина пришла в эту школу ученицей. В 1973 — стала преподавателем, проработала 33 года. В 2006 году начала восстанавливать историю школы — по отдельным документам, по воспоминаниям учеников, преподавателей или их родственников.
Нине Антоновне удалось собрать уникальный архив. Это письма великих композиторов ушедшего столетия: Михаила Гнесина, Дмитрия Кабалевского, Исаака Дунаевского, Тихона Хренникова (они вели переписку с директором школы Юрием Геллером в 1946-1952 годах). Есть оригиналы документов из государственных архивов России, Украины, Германии, США. Собрана уникальная кинохроника середины прошлого века… Архив бесценный, который требует скрупулезного исследования. Чем сейчас и занимается Нина Антоновна — она пишет книгу к столетию учреждения.
… Удивительно то, что жизнь музыкальной школы, которая, казалось бы, должна быть тихой и спокойной, содержит страстные, а порой и детективные истории, достойные остросюжетного романа. Мы расскажем всего одну.
НАЧАЛО
Школа стала одним из первых образовательных учреждений, открытых тюменским военно-революционным комитетом. Доподлинно известно, что ее создание инициировал Михаил Николаевич Ушаков — скрипач, капельмейстер 9-го Тобольского пехотного полка (военные дирижеры того времени были высокопрофессиональными музыкантами, часто с консерваторским образованием). Михаил Ушаков дирижировал в тюменском театре Текутьева — в программке 1906 года есть его фамилия.
Решение организовать в Тюмени музыкальную школу принято 16 октября 1919 года на заседании коллегии отдела народного образования. Для этого утвердили секцию «из трех лиц для сформировния школы: Ушакова, Виссонову, Андрееву» (цитата из документа).
Устав и программа написаны рукой Михаила Ушакова. Например, в параграфе 1 указано, что в «школе преподается игра на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе и духовых инструментах, сольфеджио и теория музыки». Параграф 3 гласит, что «принимаются лица обоего пола без ограничений, но не моложе 12 лет и по испытании их музыкальных способностей». Параграф 13: «Обучение в школе бесплатное. Все учащиеся снабжаются инструментами, учебниками и учебными пособиями бесплатно». Открылась школа в ноябре 1919 года.
… До революции в Тюмени работали десять(!) настройщиков роялей. (По мнению Нины Бритвы, это указание на то, что в городе было много пианистов). Как вспоминали современники, рояли были лучших европейских фирм — старинные, шикарные. После установления советской власти инструменты экспроприировали, они-то и составили материальную базу нового учреждения. Город разделили на районы, каждый закрепили за педагогом, и учителя ходили по участкам — агитировали население отдать детей учиться музыке.
Вообще музыкальной школе повезло с самого начала. С первых дней в штат приняли педагогов высочайшего класса — в 1920 году их было 19.
Это Михаил Аржиловский — сын крестьянина из села Зырянка (ныне Онохино). Он был отправлен меценатами в Петербург, окончил консерваторию, позже работал хормейстером Императорского оперного Мариинского театра, а после революции вернулся в родные края и стал работать в музыкальной школе. Это выпускницы Петербургской консерватории Мария Колокольникова (супруга одного из сыновей Степана Колокольникова) и Софья Гилева (супруга Семена Гилева из известной купеческой династии Гилевых). Это выпускница Екатеринбургской женской гимназии Нина Иванова.
ЗАГАДОЧНЫЙ ГРО — СПАСИТЕЛЬ РОЯЛЯ
Очень скоро жизнь внесла свои коррективы — обучение стало платным. Дети из бедных семей не могут продолжить занятия, и тогда преподаватели несколько месяцев работают бесплатно. В 1920 году Ушаков пишет докладную, что оставит свой пост, если не выдадут довольствие учителям. Его снимают, и директором школы становится Алоис Гро.
Фигура более чем загадочная. Австриец 1868 года рождения, из семьи композиторов и дирижеров, окончивший высшую школу музыки в Берлине, преподаватель по классу рояля, профессор.
Судьба этого человека удивительна. В 1914 году он — плененный участник Первой мировой войны — попадает в Тобольск. Очень быстро приобретает там известность пианиста — концертанта и педагога. Ему разрешают даже ездить с концертами по России. У него появляются частные уроки. О нем пишут в газетах и очень ценят.
Во время пребывания в Тобольске царской семьи Алоис Гро преподавал детям Николая II игру на рояле. Об этом Гро пишет в своих воспоминаниях, а также рассказывает в интервью, опубликованном к его 75-летию в одной из немецких газет.
В 1919 году он работает директором Тобольского музыкального училища. Туда свозят экспроприированные у тоболяков ценные музыкальные инструменты, и, предположительно, именно там Алоис Гро приобретает один из ценных роялей — в суматохе послереволюционных лет сделать это было несложно. В 1920 году Алоис вместе с супругой (дочерью тобольского нотариуса), переезжает в Тюмень, где становится директором музыкальной школы. С собой, кроме домашнего скарба, Гро привез рояль.
Алоис проработал в Тюмени полтора года. Успешно концертировал и тут. Но стремился вернуться с семьей в Австрию, где еще были живы его родители. Через некоторое время такая возможность представилась. Перед отъездом Гро предлагает одной из своих учениц Зинаиде Ямпольской приобрести — через комиссионный магазин -рояль.
Как рассказывали потомки Ямпольской, ее муж работал ветеринаром, отличился на ликвидации одной из эпидемий и был награжден премией. На эти деньги и купили музыкальный подарок молодой жене.
… На внутренней стороне крышки рояля была медная табличка с надписью на немецком языке. К инструменту прилагался сертификат, также на немецком. Нина Бритва считает, что Гро не раскрыл тайну рояля Ямпольским и не рискнул предложить рояль им лично, поскольку боялся, что уникальный инструмент будет попросту уничтожен. А вывезти ценный груз из России он не мог.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
В семье Ямпольских рояль простоял до наших времен. На нем занимались и дети той ученицы, и племянники. К слову сказать, все они учились в первой музыкальной школе Тюмени. В семье знали, что с роялем связана какая-то тайна. Но, как гласит легенда, только в восьмидесятые годы прошлого века догадались расшифровать полустертую табличку под крышкой рояля. И ахнули — инструмент был подарен российскому императору Николаю II. К сожалению, сертификат — тот документ на немецком языке, который подтверждал принадлежность инструмента царской семье, сгорел.
По мнению Нины Антоновны, рояль действительно мог принадлежать Российскому императору. На инструменте помимо таблички есть идентификационный номер. Правда, непонятным остается то, как инструмент мог оказаться в Тобольске — путешествовал вместе с царской семьей? Как Гро сумел сохранить рояль? Почему семья Ямпольских, видя каждый день перед глазами загадочную табличку, перевела ее содержание только спустя годы?.. Может, прочитали раньше, но боялись очередной экспроприации?
К доводам в пользу императорской родословной инструмента, видимо, можно отнести то, что петербургская фирма Якоба Беккера с конца XIX века, действительно, была поставщиком двора Императора Всероссийского. А еще то, что у инструмента оказалась очень интересное оформление.
К концу XX века рояль стал рассыхаться. Средств, чтобы отреставрировать инструмент, у Галины, дочери Зинаиды Ямпольской, не было. Историю «царского рояля» узнали служители Храма на Крови в Екатеринбурге. В начале 2000-х годов они выкупили уникальный инструмент и восстановили его.
Во время работ реставраторы насчитали более 60 позолоченных деталей. По мнению Бритвы, это подтверждает индивидуальное изготовление инструмента для высочайшей особы.
Сегодня рояль стоит в концертном зале Подворья Храма на Крови — так закончилась детективная история его путешествия. По словам слушателей, звучит рояль необыкновенно!..
***
фото: Рояль фирмы Беккер в Храме на Крови;Алоис Гро.