X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

В них так много человеческого

«Византия». Режиссер Нил Джордан. В главных ролях: Джемма Артертон, Сирша Ронан и другие. Великобритания, Ирландия, США, 2012.

Казалось бы, новинка прошлогодняя, но на широких экранах появилась теперь — после показа на кинофестивале в Торонто осенью прошлого года. Нил Джордан — режиссер известный, но вампирская тематика, которую он выбрал, завязла в зубах — слишком много в последние годы по этой теме сняли откровенной чуши. Чего же ждать от нового фильма: обычного набора готических, романтических штампов или кровавой резни с клыками, кольями, чесноком и прочей атрибутикой?

Хорошие фильмы о вампирах так немногочисленны, что их можно пересчитать по пальцам. Список возглавляют картины: «Дракула» по роману Брэма Стокера, снятая еще в 1992 году режиссером Фрэнсисом Форд Копполой, и «Интервью с вампиром» по циклу романов Энн Райс, которую перенес на экраны, внимание, тот же самый Нил Джордан в 1994 году. Конечно, многие вспомнят и вампирский боевик «От заката до рассвета» Роберта Родригеса, по большому счету выведший в свет актрису Сельму Хайек, чей танец с питоном впечатляет даже в нынешнем веке, когда танцев тех было снято великое множество. Все три картины объединяет набор суперзвезд первого голливудского эшелона, так что, понятно, почему спустя 20 лет эти фильмы не забыты и забыты, вероятно, уже не будут.

И вот, в году 2012 Нил Джордан, видимо, решил повторить успех своего фильма «Интервью с вампиром», сняв «Византию». Почему фильм называется именно так, я, кстати, не поняла. Наверное, просто слово красивое — винтажное, с завитушками. Подходит для насыщенной цветом и сюжетом серьезной вампирской драмы.

К слову, о самом Ниле Джордане. После успеха «Интервью с вампиром» он не давал публике забыть о себе. Снял триллер «Отважная» с Джоди Фостер в главной роли. В 2011-м приступил к работе над одним из самых популярных сериалов американского канала Showtime — «Борджиа» (он закончен в этом году). Без дела не сидел, в общем.

В основу нового фильма режиссер положил одну из первых повестей сценариста Мойры Буффини. Та придумала, что двести лет назад жила-была девушка Клара (актриса Джемма Артертон) с незавидной участью: попала в публичный дом. Так бы и провела там всю свою несчастную жизнь, но узнала, что можно обрести бессмертие: уплыть на неизвестный остров, умереть там и переродиться для жизни вечной.

Вот только Клара — особенная. Особенно вольнолюбивая. Придерживаться традиций, заведенных на острове элитарным вампирским клубом (сплошь из мужчин), не захотела. Сказали ей, что только мужчины-вампиры могут обращать людей, как она тут же поехала искать свою дочь Элеонору (актриса Сирша Ронан), оставленную когда-то в монастырском сиротском приюте. И, разумеется, обратила ее, вызвав сильное неудовольствие мужской элиты вампирского клуба, которая и будет гонять Клару с дочерью по всему белому свету на протяжении веков.

Ничего особенного, вроде бы. Но Нил Джордан есть Нил Джордан. Вспомнить хоть «Интервью с вампиром» — эту неспешную историю, которую режиссер, не несясь модным нынче аллюром по кадру, рассказывает любовно и обстоятельно, словно в запасе у него не два с половиной часа эфирного времени, а все десять. И ведь успевает, не сбивается в финале на рысь, не комкает, наслаждает своим рассказом до конца.

С «Византией» — та же история. Главное здесь не то, как лихо удирают от преследователей мать с дочерью, какие легенды они придумывают и даже не то, в какие красивые бордовые оттенки помещено повествование. Главное то, что вампиры Джордана не становятся бездушными чудовищами, они по-прежнему такие же люди, как и все другие. Разве что, живут очень долго. Но от этого им только горше: вечность — одинокое слово.

Да и проблемы у них хоть и свои, вампирские, но тоже понятные. Например, вечный вопрос: кого честному вампиру можно есть, а кого нет?..

Одним словом, снято проникновенно и так естественно, что поневоле задумываешься: может, вампиры действительно существуют, а мы просто не замечаем? Одни ведь так похожи на нас, и трудности у них почти те же, и о нравственности они толкуют, и любить могут. Жалко их как-то.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта