«Тюменским курьер», год первым
Официальную историю можно переписать. Можно трактовать по-разному — в зависимости от политического момента. Историю, отпечатанную в газете, изменить практически невозможно. Слишком много авторских свидетельств, мелких фактов, штрихов, деталей. Газета не просто фиксирует события, как школьный учебник истории, она в этой истории живет.
Первый номер «Тюменского курьера» от 2 октября 1993 года. Под логотипом два слова: городская газета.
Открывает первую полосу колонка редактора «Власть и люди». О заседании городского Совета народных депутатов, которое… так и не состоялось! Потому что не было кворума. А кворума не было, потому что сессию саботировали депутаты областного Совета! Ничего себе сюжет — и захочешь придумать круче, вряд ли получится. А этот подарила сама жизнь.
Рядом — «Неделя Тюмени», заместитель главы городской администрации Николай Дербин рассказывает, что главным событием недели стало утверждение «Концепции развития города». «Приоритет в строительстве на 1994 год — объекты инфраструктуры. Можно, конечно, налепить жилых коробок, но только сегодня их практически не к чему подсоединять. Не хватает 9 электростанций, не хватает воды, и тепла».
На первой полосе первого номера вижу знакомые фамилии. Значит, Александр Петрушин, который и сейчас является внештатным обозревателем «Курьера», был с ним с первых дней. А если газете не изменяют авторы, значит, газета не изменяет себе.
В публикации «Агитпробегом -по собственности, государственной и муниципальной» говорится о приватизации. «Из 5804 государственных и муниципальных предприятий «приговорены» к приватизации 2140. Четверть из них уже изменила форму собственности».
Из этого же номера можно узнать о заседании оргкомитета первого всероссийского конкурса-фестиваля памяти Юрия Гуляева. О закрытии «из-за материальных трудностей» медвытрезвителя в Калининском районе. О начале занятий в школе на Казачьих лугах и о том, что она находится на временном электроснабжении, потому что «для нормального подключения к системе нужно еще 150 млн. рублей».
На развороте — интервью Елены Мингалевой с создателем театра кошек Юрием Куклачевым. Оно заканчивается словами: «Я считаю, мое искусство в наше страшное, хмурое время очень нужно, чтобы люди почувствовали, что есть радость, есть праздник.»
Думаю, не только Юрий Куклачев считал, что в России время до 2 октября 1 993 года было «страшным и хмурым». Но (читаю газету и вспоминаю) дальше события развивались еще более драматично.
В N 2 от 9 октября (в 1993 году «ТК» выходил только по субботам) газета публикует мнения председателя облсовета Владимира Ульянова и губернатора Леонида Рокецкого по поводу государственного переворота, случившегося в Москве. И тут же информацию под заголовком «Председатель соглашается с идеей досрочных выборов, а глава называет это самороспуском Советов». Через неделю газета информирует, что депутаты городского Совета приняли решение о самороспуске.
В этом же номере Иван Рясной рассказывает о ходе расследования «преступления века» — ограблении Тюменского музея изобразительных искусств. «По данным Интерпола, из России вывезено 80 процентов всех имевшихся до 1917 г. икон. В розыске более 27 тысяч шедевров живописи. Среди них картины Тюменского музея изобразительных искусств.»
Мне хочется прочитать каждый из тринадцати номеров, вышедших в 1993 году. И когда-нибудь я обязательно это сделаю. Но сейчас от меня ждут краткого обзора газеты за год! А в 1993-м «Курьер» прожил только три месяца. Поэтому беру следующую подшивку — за 1994 г.
Она намного толще. Газета стала выходить три раза в неделю. И события в городе и в стране, такое ощущение, стали развиваться быстрее.
В 1994 году Тюмень посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, диссидент Александр Солженицын и автор проводимых в стране экономических реформ, известных под названием «шоковая терапия», Егор Гайдар. С этих событий городская газета дает интересные репортажи и интервью.
Первого номера за 1994 год в подшивке нет! Не получили его, как выясняется из информации на первой полосе, и читатели-подписчики. Потому что Почта России дала сбой. Хотя, как говорится и в информации, и в колонке редактора на этой же полосе, свои услуги почтовики оценивают недешево. «Почему умирают газеты? Потому что им не хватает денег. Потому что бумага дорогая и становится все дороже. Потому что дорожают типографские услуги. И почтовые. И транспортные. Неужели мы так привыкли к свободе печати и гласности, что даже не заметим, когда они исчезнут?» — размышляет Рафаэль Гольдберг.
В N 5 от 15 января информация под заголовком «А все-таки Тюмень строится». В ней говорится, что скоро в городе начнется строительство 27 новых зданий. «Это не только конторы, но и жилые дома, в том числе индивидуальные». Сегодня, когда в Тюмени за год возводится более 500 тысяч квадратных метров, те объемы кажутся смешными.
А вот следующая тема смешной не кажется. И хуже того, спустя 20 лет она все так же актуальна. Заголовок — «За три дня на дорогах России гибнет больше людей, чем на других видах транспорта вместе взятых за год». Автор публикации, московский журналист Андрей Ломанов, считает проблему безопасности дорог — «наследством, доставшимся России от старой системы управления движением». Главной причиной высокой аварийности называет плохое состояние дорог. А также низкое качество отечественных автомобилей и высокую изношенность импортных машин, курсирующих по нашим дорогам. Интересно, а чем можно объяснить сегодняшние «дорожные войны»?
С интересом нахожу в тюменской газете информацию из своего родного города. «Тюменский курьер» пишет о забастовках урайских нефтяников. Сначала люди бастовали по поводу низкой зарплаты. Позже — потому что промысловикам перестали платить вообще. Читаю интервью с губернатором Рокецким «Нет «нефтяной» проблемы, есть проблема области», а перед глазами — пустые прилавки магазинов, «потребительские книжки», по которым можно было купить десять метров фланели и столько же ситца — на пеленки для новорожденного. Но на самом деле и их купить было нельзя.
В N 15 от 8 февраля Рафаэль Гольдберг информирует читателей, что «Тюменский курьер» приступает к печатанию «Книги расстрелянных». И в следующих номерах публикуются фамилии крестьян, рабочих, коммунистов и беспартийных — тысячи репрессированных, расстрелянных в Тюмени.
26 февраля газета сообщает, что в мединституте состоялось распределение первых выпускников по специальности «семейный врач». Сразу возникает желание узнать, как сложилась карьера этих выпускников? Где они работают сегодня?
… Первый весенний день 1994 года ознаменовался победой тюменской студентки Луизы Носковой на Олимпиаде. Об этом в информации на первой полосе сообщил Владимир Танков. А 10 марта в десяти метрах от крыльца «Тюменского курьера» произошел взрыв — в здании выбило окна, покорежило двери. Газета обещает информировать читателей о ходе расследования этого происшествия.
Той же весной «Курьер» пишет о плохом состоянии дорог в Тюмени и о посадке деревьев на улице Первомайской. «На Первомайской опять сажают липки. Хрупкие, как те, что сажали здесь 13 лет назад. Может, этим повезет больше?» Кажется, повезло.
В октябре газета поднимает проблему размывания берега Туры. Пишет о том, что это грозит разрушением зданий, в том числе исторических. Видимо, о строительстве набережной в те годы речи еще не шло.
Из той же подшивки узнаю, что проблема парковки автомобилей у нефтегазового университета (тогда еще индустриального института) существует в Тюмени, минимум, двадцать лет. И что в католическом костеле на Перекопской тогда располагался Дом ученых. Как раз в 1994 году в Тюмень приехал католический священник Мартин Себеньина встрече с мэром Сергеем Киричуком попросил вернуть костел католикам.
Были производственные репортажи — с хлебомакаронного комбината и с судостроительного завода. Были социальные репортажи — из Дома ребенка и из медвытрезвителя. Были также статьи о проблемах ЖКХ. И в тот год эти проблемы казались почти неразрешимыми. Вспомнить хотя бы ситуацию на Казачьих лугах, которые залило фекалиями. А на призыв заместителя главы города помочь людям руководители коммуналки заявляли «пока не заплатите, работать не будем».
Но все события и конфликты беспокойного 1994 года померкли на фоне сообщения в колонке главного редактора от 14 декабря: «Война в Чечне. Война в России».
Прав Юрий Куклачев, страшное было время. Но люди жили. И газета жила вместе с ними.
***
фото: Сергей Бондарев, последний председатель тюменского горсовета;Александр Солженицын на ступенях тюменского музея;Степан Киричук и его штаб;Уличная сценка с участием милиции;Афиша выставки «Судьбы народов Обь-Иртышского Севера», 1994 г.;Центр торгового притяжения — поезд Пекин-Москва.