Особенности национального юмора
Пол Мюррей. «Скиппи умирает». Ирландия, 2010 год.
Чувство юмора имеет национальность. К этом у выводу приходишь, изучив аннотации к иностранным книжкам, а затем прочитав сами книги.
Вот на обложке романа ирландца Пола Мюррея крупными буквами написано: «Очень смешно!». За все 800 страниц я лично улыбнулся пару раз, но точно не смеялся.
Что может быть смешного в том, что 14-летний ученик частной школы по прозвищу Скиппи умирает на второй странице? Или, может быть, смешон его друг — страдающий ожирением, одержимый идеей установить связь с космосом и разгадать тайну черной дыры? Или хулиган, влюбившийся в первую красавицу и вскрывший себе вены? И совсем уж не смешны девочки-подростки, которые, чтобы похудеть, а точнее — чтобы не есть, пачками глотают наркотики.
800-страничный роман целиком состоит из таких вот личных историй, которые, как кусочки разноцветного стекла, складываются в мозаику под названием «Школьные годы чудесные». Годы, в которые случается первая любовь, находятся лучшие друзья, зашкаливает уровень тестостерона, а мозг силится понять, что такое мир и как в нем существовать.
На пятой странице Скиппи возвращается к читателю живой и невинный — до его влюбленности, до семейных проблем, до драк и насилия. Возвращается, чтобы мы увидели, как мальчик перестает справляться со вдруг наваливающимся на него грузом взрослой жизни, и как на это реагируют окружающие его друзья и недруги…
Впрочем, роман и не трагедия, и уж точно не моралите. Пока я его читал, сами собой из памяти всплывали эпизоды моей школьной жизни. В ней тоже были дискотеки и друзья, была «самая красивая девочка в школе» и драки на заднем дворе. К несчастью, были и смерти. Но главное, даже не воспоминания, а свербящее где-то внутри чувство — жалость и грусть — как молоды мы были когда-то.
***
фото: