Неожиданный мотив знакомой песни
Трудно спорить с фактом, что лишь немногие выпускники школ готовы выбрать рабочую профессию. Об этом же говорят и руководители промышленных предприятий: кадры на заводах стареют, неизвестно, кто придет им на смену.
Всем в офисы и конторы? Так на всех белых воротничков не хватит.
Принято считать, что виноваты нынешние школьники — заводской труд им кажется тяжелым, грязным, низко оплачиваемым.
Девятиклассник Илья Злобин хотел бы постоять за свое поколение. Илья Злобин пошел в отряды мэра и на распределении вакансий выбрал работу шлифовщика на небольшом предприятии по производству мебели и деревянных конструкций «Самеба».
Ему дали в руки шлифмашинку и наждачную шкурку. Сейчас Илья вместе со своей сверстницей Региной Саитовой шлифует деревянные детали, из которых опытные рабочие собирают дверные блоки, корпусную мебель или винтовые лестницы.
В отрядах мэра Илья второй год. Прошлым летом был занят на благоустройстве и говорит, что остался недоволен. Подметать в городе тоже надо, но ему хотелось бы заниматься мужской, настоящей работой.
Выбор производственных специальностей для подростков в Центре занятости был небольшим. Немногие предприятия берут школьников на лето. Хлопотно, а эффект какой? Вернутся ли эти мальчишки на производство? Окупятся ли затраты времени и сил?
Компания «Самеба» в этом году подала заявки на трудоустройство двух подростков. Предложили работать шлифовщиками -на самом безопасном, но и ответственном, завершающем этапе обработки.
— Хороших рабочих найти очень трудно, — говорит Ное Цулая, директор предприятия. -Начинаем все заново, воспитываем, как своих детей. Процентов сорок рабочих на предприятии сами себе подготовили.
… Любопытство у стажеров сменилось удивлением. Здесь все было не так, как обычно рассказывают. Ни рабочих в грязных комбинезонах, ни допотопных станков. Светлые цеха, запах древесины. Станки с программным управлением. Рабочие в ярких спецовках.
У Ильи было два-три пробных дня, чтобы выбрать — оставаться здесь или искать что-нибудь другое. Но он сразу понял — попал туда, куда хотел. Тем более что опыт работы с деревом у него уже был.
— Когда я учился в школе N 9, у нас были производственные мастерские, станки, на которых мы учились вытачивать делали, — рассказывает Илья. — Там я сделал первую табуретку. На кухне ее, конечно, не оставили, но в гараже — сгодилась.
Дома, говорит Илья, его всегда учили, что надо делать все с умом и основательно. Если уж взялся за какое-то дело, доводи его до конца.
Мастер Светлана Романова очень довольна своим учеником, отзывается о нем только в превосходных тонах: «целеустремленный, ответственный, трудолюбивый».
— Вот такие работники нужны на производстве! Будет их больше, и мнение о рабочих специальностях станет совсем другим, — говорит Светлана Семеновна.
После двух недель на предприятии Илья сделал свои выводы.
— Все, что я раньше слышал -набор каких-то стереотипов, -считает он. — То, что увидел здесь, дело интересное и перспективное. Пригодится не только в профессии, но и в жизни. Не так уж и плохо связать свою судьбу с рабочей специальностью.
А негативное отношение к рабочим профессиям у школьников, по мнению Ильи, формируется… взрослыми.
— Все вокруг твердят: «Никакого ПТУ, поступайте в вуз. Только так устроите свою судьбу и сделаете карьеру». Учителя настраивают, родители подгоняют. Все считают, что главное в жизни — хорошо сдать экзамены, — говорит Илья.
Мнение, что работа руками — удел неудачников, вряд ли добавит популярности заводским специальностям. Так не пора ли вернуть всем школам учебные мастерские?
***
фото: Регина Саитова и Илья Злобин на практике в мебельной компании.