Лицо транспорта в новом формате
В городских транспортных предприятиях полным ходом идет реконструкция. Облик ПАТП меняется на глазах.
Автобусные парки — хозяйство большое и хлопотное. Занимает огромные площади, а внимания требует к себе, как маленький ребенок — и днем, и ночью не дает покоя. Постоянно требует обновок: то одно порвалось, то другое износилось. Если рассуждать такими категориями, то пассажирские автотранспортные предприятия города, которые по человеческим меркам давно стали совершеннолетними, последнее время донашивали вещи 20-40-летней давности.
Необходимость модернизации двух крупнейших автопредприятий — ПАТП N 1 и ПАТП N 2 поднимали депутаты городской Думы во время Дня депутата в декабре прошлого года. В повестку дня тогда включили посещение первого автотранспортного предприятия, «Тюменьгортранса» и учебно-производственного комбината «Автомобилист». На каждый из объектов по графику отводился час, но вопросов у депутатов возникло так много, что только в ПАТП-1 они провели больше двух часов. Продолжением этой поездки стала другая — апрельская — с участием губернатора Тюменской области Владимира Якушева и главы администрации города Александра Моора.
Губернатор убедился, в каких непростых условиях работают сотрудники ПАТП, и сказал, что необходимо принять кардинальные меры для изменения ситуации. После он поручил привести в нормативное состояние материально-техническую базу предприятий. Так было принято решение о выделении средств из областного бюджета на ремонт производственных корпусов, приобретение дополнительных автобусов и на покупку форменной одежды для водителей и кондукторов.
Только на ремонт региональная казна направила более 380 миллионов рублей. 210 миллионов — на реконструкцию ПАТП-1 и 170 миллионов — на ПАТП-2. Работы начались в мае.
Сейчас и цеха, и территорию старейшего автопредприятия (первые здания в ПАТП-1 построены в конце 60-х годов) не узнать. Вместо изношенного, с выбоинами, дорожного полотна — терриконы снятого асфальта, рядом с которым работают бульдозеры. Планируется убрать старое покрытие на площади более 30 гектаров. Причем, не в один, а в несколько слоев. Такое фрезерование придется углублять местами на 20, а иногда и на 40 сантиметров для соблюдения уклона, необходимого для правильной работы ливневой канализации. Чтобы покрыть все это пространство новым асфальтобетоном, потребуется около семи тысяч тонн щебня и 3500 тонн асфальта.
Кстати, ливневую канализацию на территории предприятия перекладывают заново. Та, которую построили в 70-е годы, перестала справляться со своими функциями. Весной при таянии снега, летом и осенью при малейшем дожде территория покрывалась глубокими лужами, местами напоминающими озера. Сорок лет назад эти коммуникации были сделаны без отстойников, поэтому забились, засорились и утратили пропускную способность.
При капитальном ремонте прилегающей территории 700 метров ливневки проложат заново. Обязательно сделают отстойники и будут использовать не бетонные кольца, как раньше, а современные пластиковые трубы, которые и грязи на стенки цепляют меньше, и более устойчивы к подвижкам грунта.
Особый тип покрытия появится и в помещении теплой стоянки автобусов. Здесь в зимнее время могут найти себе приют около семи десятков машин. Старый бетонный пол давно перестал отвечать технологическим требованиям. Вода и уличная грязь, которая стекала с покрышек машин, заполняла выбоины и ямки, разъедала покрытие и делала его еще более щербатым. В туфельках (а теперь водителями автобусов работает много женщин) по такому полу точно не пройдешь.
В теплом гараже сделают бетонно-полимерный пол, устойчивый к эрозии. Его можно даже мыть с помощью специальных клининговых машин, как мраморный.
Активно меняются и крыши зданий предприятия. Кровлю заменят в общей сложности на площади более чем 12-ти тысяч квадратных метров. В гараже, центральном складе, производственных помещениях перестелют растрескавшийся рубероид и заменят потерявший свои изоляционные свойства утеплитель мягкой кровли. На производственных цехах кровлю сделают скатной. Над корпусами уже выстроены стропила, на некоторых участках обрешетка закрыта металлосайдингом.
Рабочие, которые трудятся на предприятии уже не один десяток лет, говорят, что такого ремонта здесь давно ждали. Например, электрик и диагност Михаил Тайшин помнит времена, когда ПАТП-1 называли лучшим предприятием Тюмени. Тогда и территория, и стены производственных помещений сияли новизной. Работать в такой обстановке было приятно.
— Люди гордились, что трудились здесь, — говорит Михаил Петрович. — Сыновья шли устраиваться на работу вслед за отцами. Много династий у нас работало. А в последнее время молодым у нас стало не очень уютно: стены с облупившейся штукатуркой и подтеками им не нравятся. Так что ждем, что ремонт многое изменит, и молодежь снова к нам пойдет. Красиво здесь будет, к тому же получать-то мы стали больше.
Зарплата работников предприятия, действительно, увеличилась. По словам Александра Пискулина, генерального директора ПАТП-1 и ПАТП-2, у маршрутного водителя она теперь выше 40 тысяч рублей, а ремонтные рабочие и кондукторы получают около 24 тысяч рублей.
К октябрю подрядчики фирмы «Заводоуковский агрострой» должны сдать все ремонтируемые объекты под ключ. Но эти перемены к лучшему не последние, уверены в ПАТП. Новых цехов, конечно, строить пока не будут — после реконструкции хватит тех, что есть. Но цель, поставленная губернатором области — организовать работу общественного транспорта в соответствии с современными стандартами качества — станет ближе.
***
фото: На стоянке меняют асфальт;Электрики ждут перемен;Здесь будет полимерно-бетонное покрытие.