Остановись, мгновенье, ты — смешное!
Импровизация, импровизация и еще раз импровизация! Вот самое смешное, ценное и неповторимое, что было в спектакле «Приворотное зелье», который в среду в филармонии сыграл ансамбль известных актеров.
… Несмотря на то, что на дворе середина рабочей недели, концертный зал полон.
— Я люблю Марию Аронову и громко об этом заявляю! — говорит одна из зрительниц, усаживаясь на свое место. — Мне никого другого и не надо, пусть только она и ходит!
Похоже, зал был настроен именно так: все пришли посмотреть на блистательную Аронову, народную артистку России. На сцене тюменцы ее не видели, но зато по телевизору насмотрелись: и в сериалах «Бригада» и «Московские окна», и в передачах «Кулинарная семейка» и «Женская правда», и многих других. Зал взрывается овациями, когда Мария Валерьевна появляется на сцене.
Сегодня она играет Сострату, очаровательную пухленькую вдовушку, мамашу красавицы Лукреции (актриса Яна Аршавская). Какая там Сострата! Зрители видят перед собой только Аронову. Грустит ее персонаж или балуется, шутит ли на грани фола или изображает строгую мать, — это все равно любимая народная артистка.
Справедливости ради надо сказать, что не только при появлении Ароновой зал пускался в безудержные овации: свою долю аплодисментов получил и Михаил Полицеймако, играющий хитрого прохвоста Лигурио, и Вячеслав Гришечкин в роли несчастного богача Мессера Нича, у которого пытаются увести жену, прекрасную Лукрецию. Одним словом, у тюменских зрителей — праздник.
… Пьеса «Приворотное зелье», которую написал драматург Кирилл Персиков, корнями уходит в век XVI, в другую пьесу — «Мандрагора» — известного итальянского государственного деятеля и писателя Никколо Макиавелли. Шутки за пять веков сильно изменились: сегодня нам вряд ли показалось бы смешным то, над чем хохотали итальянцы много веков назад. Поэтому почти все остроты драматург, как говорится, перелопатил, оставив, впрочем, прежнюю фабулу. И получился коктейль из классической флорентийской комедии и сегодняшних российских реалий шутки про избирательные кампании рядом с замысловатыми итальянскими именами. Многостраничная и велеречивая комедия превратилась в остроумный фарс.
… У некоего знатного флорентийца дона Нича есть юная жена Лукреция. В нее влюблен молодой французский дворянин по имени Каллимако (Игнатий Акрачков), который проникает в дом под видом врача, потому как богач обеспокоен тем, что на свет долго не появляется законный наследник. Весь этот обман затевает весельчак, балагур и, в общем-то, аморальный тип Лигурио.
Лигурио не придерживается никаких правил, а потому мастерски морочит голову пышной красавице Сострате (Мария Аронова), томящейся от отсутствия мужского внимания. С каждой минутой действия интрига закручивается все сильнее и сильнее, а страсти героев подогреваются зажигательными плясками и веселыми куплетами. Мария Аронова порхает из одного угла сцены в другой, мужчины красуются и устраивают перепалку с публикой, много импровизируют по ходу сюжета.
Так, например, в одной из сцен Лигурио грозится отправить Каллимако обратно во Францию:
— Пешком пойдешь! Вон, прямо по Сибирскому тракту!
Всем очень весело, публика благодарно смеется, понимая, что эта острота эксклюзивная — специально для нас, тюменцев.
Спектакль не новый, сыгранный до автоматизма. Театральная компания «Маскарад» поставила его почти семь лет назад. Мария Аронова в одном из интервью говорила, что режиссер Константин Богомолов даже ругал своих актеров за излишне буйные импровизации. Зато зрители отмечали вахтанговский подход коллектива и режиссера к постановке: актеры то и дело «выходят» из своих персонажей, смотрят на них со стороны и смеются над ними, ломают так называемую четвертую стену сцены (ту, что между актерами и зрителями) и принимаются разговаривать с залом.
Оказавшись вовлеченной в этот российско-флорентийский фарс, публика даже принимается острить в ответ. Получается нечто вроде словесного пинг-понга, наблюдать за которым удовольствие.
В итоге сам сюжет пьесы остается не то чтобы совсем на втором плане, но явно проигрывает той неповторимой атмосфере, которая царит в зале и на сцене. Четвертая стена давно сломана. Да и была ли она вообще?
— А юмор-то в спектакле довольно плоский, — говорит в антракте один зритель другому.
— Но смешно же? — отзывается собеседник.
— Смешно до чертиков!
***
фото: Нича — Вячеслав Гришечкин;Нелепая парочка: Лигурио (Михаил Полицеймако) и Сострата (Мария Аронова).