X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

В свободном полете

В эту субботу в сквере Немцова ожидается выступление не только необычных музыкантов, певцов или танцевальных групп, но и спортивных коллективов — свое искусство покажут тюменцам капоэйристы.

Слово «капоэйра» — совершенно непривычное для нашего уха. Что он означает, непосвященному догадаться трудно, хотя знатоки английского языка могут уловить в нем отголоски слова air -воздух, и предположить, что оно каким-то образом связано с полетами. И, может быть, будут близки к истине. Хотя лингвисты (предположительно капоэйра имеет латиноамериканские и индейские корни) уточнили бы, что с наречия киконго это слово переводится как «перепархивать с места на место», а также «бить, драться». Оба значения употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев.

Но если не очень углубляться в этимологию, то достаточно знать, что капоэйра зародилась в Южной Америке как боевое искусство с элементами танца, акробатики, игры и… с музыкальным сопровождением. С течением времени этот бесконтактный бой стал напоминать пластическую игру, поединок, в котором побеждает не столько сила, сколько умение разгадать маневр противника и мягко, пританцовывая под ритмичную музыку, уйти от любого столкновения.

Как и у любого традиционного народного искусства, у капоэйры — глубокие исторические корни, которые наложили отпечаток и на характер движений, и на саму суть происходящего. По разным сведениям, это искусство ведет свое происхождение от ритуальных танцев народов Анголы. Для тогдашних охотников за зебрами эти боевые парные пляски были своеобразным экзаменом на готовность безоружным вступить в схватку с противником, превосходящим тебя физически. Потом во времена работорговли африканская культура слилась с индейской. Около века она, как и ирландские танцы, были символом народного сопротивления, находилась в подполье и тщательно скрывалась (налет конспирации так и остался). Свободу капоэйра обрела только в середине XX века, и так же, как американский джаз, начала распространяться по миру.

До Тюмени эти веяния с бразильских берегов дошли три года назад. Как и в случае с черлидирами (группами спортивной поддержки), ее нынешние поклонники впервые познакомились с этим симбиозом спорта, танца и духовных практик благодаря голливудским фильмам.

Один из лидеров тюменских капоэйристов Дмитрий Гашков увлекся необычным боевым искусством, посмотрев фильм с участием бразильского актера Марко де Каскаса. Затем, по почти случайно купленным DVD-дискам, стал изучать базовые элементы — просто так, для себя. Чем-то заинтриговали его эти пластичные движения, похожие и непохожие на тхэквондо, айкидо, ушу, гимнастику, акробатику, ритуальные индейские и темпераментные латиноамериканские танцы одновременно. А вскоре в спорткомплексе «Динамо» начала заниматься первая в Тюмени группа капоэйристов.

Галя Безбородова

Чтобы понять и освоить это спортивное искусство, нужна хорошая школа и грамотные учителя. Поскольку техника для классических европейских видов спорта не характерная, то многое в дальнейшем прогрессе капоэйриста будет зависеть от правильной постановки движений с самого начала. И от того, насколько занимающийся усвоит главные правила.

Первое — никогда не терять визуального контакта с противником. Хоть вверх ногами стой, хоть колесо делай, но соперника не упускай из виду. Даже в «мертвой зоне» самых сложных элементов надо хоть краешком глаза видеть того, кто тебе противостоит. Малейшее невнимание здесь, как и на дороге, может привести к неприятным столкновениям.

— Капоэйра — это спорт техничных, умных и хитрых, — говорит Дмитрий. — Это всегда непредсказуемая дуэль с элементами игры. Высший пилотаж в ней — не уложить противника на обе лопатки, а поставить мат. Только поставить его в безвыходное положение надо не с помощью шахматных фигур, а — запутанных движений.

Мастерство в этом виде спорта, как и везде, приходит со временем. Причем, ни гимнастическая растяжка, ни хореографическая или акробатическая подготовка решающего значения не имеют, считает Дмитрий. На родине в Бразилии капоэйра доступна всем — независимо от возраста и комплекции.

— Движения — всего лишь буквы, из которых складываются слова и предложения, — говорит одна из занимающихся Виктория Горкуненко. — Но каждый здесь пишет свой рассказ, свою историю. Капоэйра — это, прежде всего, свобода.

***
фото: Дуэль Виктории Горкуненко и Александры Почежерцевой;Дмитрий Гашков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта