X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Абалак, средние века…

Утро. Автобус. Дорога в Абалак. За окном то и дело появляются и исчезают поля зеленеющего картофеля. Стада коров, овец и другой живности, теплицы и поля, поля, поля…

ДОРОГА ТУДА, ГДЕ НИ РАЗУ Я НЕ БЫЛ

Люди в автобусе тихонечко перешептываются, кто-то слушает музыку, кто-то пытается заснуть, кто-то просто смотрит в окно на пролетающий мимо пейзаж.

Одна за другой позади остаются деревни и поселки, до Абалака еще 3 часа пути.

Больше всего поражает вид: просторы, почти не тронутые человеком, поля иван-чая, болотца, неизвестные речки, вековые деревья, склонившие свои ветви над их водами.

Попадаются картины просто сказочные: высокий склон, лесенка к речушке, и на ее волнах качается маленькая белая лодочка. Вокруг несколько домишек, поля и лес, словно плотным кольцом обступивший это место.

Больше всего хочется выбежать из автобуса и остаться в этом месте, окруженном лесами, вызывающем спокойствие и мир на душе, навсегда.

Через несколько часов дороги появляется, возвышаясь над линией горизонта, белокаменный Тобольский кремль, сияя золотом куполов на ярком солнце. А на крутом обрывистом берегу огромными буквами надпись: «Тобольск». Снова мост над рекой, но под нами уже Иртыш, широкий, с бурными водами, словно граница, отделяющая внешний мир от этих мест. И мы эту границу успешно прошли…

КРЕПОСТЬ, ПОЛЕ, РЕКА

Автобус медленно продвигается по узкой дороге, слева и справа много машин, людей, как пеших, так и на велосипедах. Где-то впереди, над деревьями и домами, виднеются купола и стены Абалакского монастыря.

С легким вздохом автобус останавливается около небольшой, уже начавшей ржаветь остановки. Дальше не проехать, все заставлено машинами.

Надеваю рюкзак, непонятно зачем набитый теплыми вещами, бутербродами с колбасой, и выхожу из автобуса.

Впереди — толпы людей узкой полоской тянутся к цели своего путешествия. Сотрудники местной ДПС, слегка сморенные жарой, следят за проезжающими к Абалакской крепости машинами.

Уже видны башни центрального входа, у которого в очереди столпились люди.

Сто рублей за вход, и на руке появляется узкий бумажный светло-зеленый браслет. Теперь можно войти.

Шум, крики, со всех сторон играет абсолютно разная музыка. Первое, что бросается в глаза, это огромное количество лавок прямо под открытым небом, на столах лежит сделанное руками мастеров: кулоны, подвески, бронзовые кольца, кожаные сумы, кошельки, картины, кованые ножи и даже кольчуга.

На небольшой стойке на металлических вешалках — три кольчуги, на столе два шлема и кольчужный капюшон. Рядом сидит сам мастер, Рашит Каричев из Тобольска. В Абалак он приехал, чтобы продать лишнее из своей коллекции.

— Если делаю кольчугу из мелких колец, уходит примерно от 200 до 320 часов на изготовление одной, на кольчугу из крупных колец чуть больше времени, — говорит мастер. Занимается Каричев этим ремеслом уже пять лет. В прошлом военный, сейчас он на пенсии.

— Это больше увлечение, чем бизнес, специально на продажу я их не делаю.

Пока Рашит рассказывает о своих изделиях, посмотреть, да и примерить кое-что подходят все больше и больше людей.

— А можно померить шлем? — спрашивает один из туристов.

— Конечно, можно, — отвечает ему мастер.

Радостный, словно ребенок, мужчина надевает на себя шлем с кольчужной вставкой. И делает фото на память…

Пока ремесленники торгуют своими изделиями, на ристалище в центре туристического комплекса вовсю идут бои.

Молодые парни, стриженные «под горшок», с окладистыми бородами — наверное, так выглядели наши предки в боевом обмундировании — лупят друг друга мечами, защищаясь деревянными щитами.

Увидеть, что именно там происходит, практически невозможно: зеваки плотным кольцом обступили поле боя. Люди забираются на все возможные места, откуда хоть что-то можно увидеть. Тут же участники схваток готовятся к боям, обсуждают детали, договариваются о чем-то между собой. Уходят вооружаться и снова идут в атаку с поднятыми мечами-каролингами, копьями и топориками.

Ощущение, что ты по-настоящему попал в Средневековье, возникает лишь тогда, когда ты входишь в лагерь, где разместились участники боев. Суконные палатки, тотемы, лисьи шкуры. Все это на крутом склоне Абалакского поля, с которого открывается вид на широкий Иртыш…

Тимофей Шабалин

К вечеру многие не выдерживают жары, и крепость постепенно пустеет. Сворачивают свои лавки и мастеровые. Лишь самые стойкие все еще на ногах.

В палатке на раскладном столике лежат ножи, топоры, вилки; рядом, словно чтобы показать всю остроту и опасность оружия, для контраста лежит душистое мыло. Это лавка Алексея Козака, вместе с женой и дочерью они приехали из Нижневартовска показать свои изделия. Мое внимание притягивает кованый нож. Нарочито отполированное, наточенное лезвие вызывает почти животную дрожь.

— Это одна из основных серий, — рассказывает Алексей, — пригодны для всего, один знакомый таким даже лося разделывает.

Вечер, а за ним и ночь наступила незаметно, с приходом прохлады людей в крепости прибавилось. Бои давно закончились, и участники в своих прежних костюмах мирно прогуливаются с дамами. На сцене появляются музыканты, а на стенах крепости загораются неоновые огни. Начинается «Медовый пир».

Гвоздем программы стала группа «Тролль гнет ель». Отплясав 40 минут под музыку, напрыгавшись и набегавшись, я возвращаюсь в автобус, ждущий своих пассажиров недалеко от крепости. Начинается дождь. Мне остается лишь одно — уснуть. Автобус незаметно тронулся и выехал из Абалака под шум бьющего по стеклам дождя. Чтобы вновь вернуть нас в привычное место обитания. Проснусь я уже в Тюмени. Но это будет только утром. А пока за окном идет дождь, а за спиной остаются Абалак, Тобольск и Иртыш.

***
фото: Бугурты — бои пятерок;Алексей Козак — кузнец.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта