Абалак, средние века…
Утро. Автобус. Дорога в Абалак. За окном то и дело появляются и исчезают поля зеленеющего картофеля. Стада коров, овец и другой живности, теплицы и поля, поля, поля…
ДОРОГА ТУДА, ГДЕ НИ РАЗУ Я НЕ БЫЛ
Люди в автобусе тихонечко перешептываются, кто-то слушает музыку, кто-то пытается заснуть, кто-то просто смотрит в окно на пролетающий мимо пейзаж.
Одна за другой позади остаются деревни и поселки, до Абалака еще 3 часа пути.
Больше всего поражает вид: просторы, почти не тронутые человеком, поля иван-чая, болотца, неизвестные речки, вековые деревья, склонившие свои ветви над их водами.
Попадаются картины просто сказочные: высокий склон, лесенка к речушке, и на ее волнах качается маленькая белая лодочка. Вокруг несколько домишек, поля и лес, словно плотным кольцом обступивший это место.
Больше всего хочется выбежать из автобуса и остаться в этом месте, окруженном лесами, вызывающем спокойствие и мир на душе, навсегда.
Через несколько часов дороги появляется, возвышаясь над линией горизонта, белокаменный Тобольский кремль, сияя золотом куполов на ярком солнце. А на крутом обрывистом берегу огромными буквами надпись: «Тобольск». Снова мост над рекой, но под нами уже Иртыш, широкий, с бурными водами, словно граница, отделяющая внешний мир от этих мест. И мы эту границу успешно прошли…
КРЕПОСТЬ, ПОЛЕ, РЕКА
Автобус медленно продвигается по узкой дороге, слева и справа много машин, людей, как пеших, так и на велосипедах. Где-то впереди, над деревьями и домами, виднеются купола и стены Абалакского монастыря.
С легким вздохом автобус останавливается около небольшой, уже начавшей ржаветь остановки. Дальше не проехать, все заставлено машинами.
Надеваю рюкзак, непонятно зачем набитый теплыми вещами, бутербродами с колбасой, и выхожу из автобуса.
Впереди — толпы людей узкой полоской тянутся к цели своего путешествия. Сотрудники местной ДПС, слегка сморенные жарой, следят за проезжающими к Абалакской крепости машинами.
Уже видны башни центрального входа, у которого в очереди столпились люди.
Сто рублей за вход, и на руке появляется узкий бумажный светло-зеленый браслет. Теперь можно войти.
Шум, крики, со всех сторон играет абсолютно разная музыка. Первое, что бросается в глаза, это огромное количество лавок прямо под открытым небом, на столах лежит сделанное руками мастеров: кулоны, подвески, бронзовые кольца, кожаные сумы, кошельки, картины, кованые ножи и даже кольчуга.
На небольшой стойке на металлических вешалках — три кольчуги, на столе два шлема и кольчужный капюшон. Рядом сидит сам мастер, Рашит Каричев из Тобольска. В Абалак он приехал, чтобы продать лишнее из своей коллекции.
— Если делаю кольчугу из мелких колец, уходит примерно от 200 до 320 часов на изготовление одной, на кольчугу из крупных колец чуть больше времени, — говорит мастер. Занимается Каричев этим ремеслом уже пять лет. В прошлом военный, сейчас он на пенсии.
— Это больше увлечение, чем бизнес, специально на продажу я их не делаю.
Пока Рашит рассказывает о своих изделиях, посмотреть, да и примерить кое-что подходят все больше и больше людей.
— А можно померить шлем? — спрашивает один из туристов.
— Конечно, можно, — отвечает ему мастер.
Радостный, словно ребенок, мужчина надевает на себя шлем с кольчужной вставкой. И делает фото на память…
Пока ремесленники торгуют своими изделиями, на ристалище в центре туристического комплекса вовсю идут бои.
Молодые парни, стриженные «под горшок», с окладистыми бородами — наверное, так выглядели наши предки в боевом обмундировании — лупят друг друга мечами, защищаясь деревянными щитами.
Увидеть, что именно там происходит, практически невозможно: зеваки плотным кольцом обступили поле боя. Люди забираются на все возможные места, откуда хоть что-то можно увидеть. Тут же участники схваток готовятся к боям, обсуждают детали, договариваются о чем-то между собой. Уходят вооружаться и снова идут в атаку с поднятыми мечами-каролингами, копьями и топориками.
Ощущение, что ты по-настоящему попал в Средневековье, возникает лишь тогда, когда ты входишь в лагерь, где разместились участники боев. Суконные палатки, тотемы, лисьи шкуры. Все это на крутом склоне Абалакского поля, с которого открывается вид на широкий Иртыш…
К вечеру многие не выдерживают жары, и крепость постепенно пустеет. Сворачивают свои лавки и мастеровые. Лишь самые стойкие все еще на ногах.
В палатке на раскладном столике лежат ножи, топоры, вилки; рядом, словно чтобы показать всю остроту и опасность оружия, для контраста лежит душистое мыло. Это лавка Алексея Козака, вместе с женой и дочерью они приехали из Нижневартовска показать свои изделия. Мое внимание притягивает кованый нож. Нарочито отполированное, наточенное лезвие вызывает почти животную дрожь.
— Это одна из основных серий, — рассказывает Алексей, — пригодны для всего, один знакомый таким даже лося разделывает.
Вечер, а за ним и ночь наступила незаметно, с приходом прохлады людей в крепости прибавилось. Бои давно закончились, и участники в своих прежних костюмах мирно прогуливаются с дамами. На сцене появляются музыканты, а на стенах крепости загораются неоновые огни. Начинается «Медовый пир».
Гвоздем программы стала группа «Тролль гнет ель». Отплясав 40 минут под музыку, напрыгавшись и набегавшись, я возвращаюсь в автобус, ждущий своих пассажиров недалеко от крепости. Начинается дождь. Мне остается лишь одно — уснуть. Автобус незаметно тронулся и выехал из Абалака под шум бьющего по стеклам дождя. Чтобы вновь вернуть нас в привычное место обитания. Проснусь я уже в Тюмени. Но это будет только утром. А пока за окном идет дождь, а за спиной остаются Абалак, Тобольск и Иртыш.
***
фото: Бугурты — бои пятерок;Алексей Козак — кузнец.