Злоба дня — чистая вода
Метелевская очистная станция вчера оказалась в центре внимания. Представители администрации города и городской Думы обсуждали качество тюменской воды.
… Паводок в этом году затянулся. На дворе — июль, а характеристики речной воды до сих пор, как в апреле-мае. Второй год Тура нам преподносит сюрприз за сюрпризом. То на фоне маловодья вода изменила свои органолептические характеристики, и появился посторонний запах. То — наверное, в качестве компенсации за прошлогоднее, — решила продлить себе «вечную молодость» и вот уже несколько месяцев сохраняет весенние данные.
Тюменскую воду в «Росводоканале», в который входит группа из восьми крупнейших российских предприятий, называют одной из самых сложных. В прошлом году все эти предприятия, вместе взятые, потратили на то, чтобы довести качество питьевой воды до требований СанПиНа, около 150 миллионов рублей. 75 миллионов из этой суммы направили в Тюмень.
Качество исходной тюменской воды из реки специалисты называют ужасным и крайне нестабильным. Но это при поступлении ее на Метелевскую водоочистную станцию. На выходе же ситуация меняется.
Тюменская вода по многим характеристикам не только лучше, чем у ближних и более благополучных соседей, но и, что удивительно, на ее параметры практически не оказывают влияния резкие сезонные и годовые колебания, свойственные нашей Туре. Мы на протяжении многих лет этого не замечаем. Нам кажется, что какая была вода, такая и осталась. Только в прошлом году почувствовали разницу. Несколько дней запах у воды из крана был не из приятных. Хотя, по документам Роспотребнадзора, ни один из объективных критериев, который свидетельствовал бы о «существенном ухудшении» качества питьевой воды, не был превышен.
И все-таки непростая ситуация прошлого года заставила внести коррективы в систему очистки воды на Метелевской станции. Над этим трудились в лабораториях «НИИ ВодГео» и тюменского водоканала. Руководитель лаборатории столичного НИИ Александр Смирнов предложил дополнительные установки по углеванию. Подобная практика существует в Москве, Хабаровске, Ижевске, Череповце, только схема одна, а рецепт в каждом случае — разный, его адаптируют под местную воду.
— Костюмчик у каждого города свой, — образно обрисовал ситуацию Александр Дмитриевич. — То, что подходит одному, не налезет на другого.
Параллельно с москвичами над туринской водой колдовали наши химики.
— Были периоды, когда мы работали практически без выходных, -вспоминает Валентина Жукова, инженер химической лаборатории «Тюмень Водоканала». — Испытали десятка два реагентов различного производства, но все равно подходящего не нашли. Решили создавать его сами, методом проб и ошибок. За основу взяли оксихлорид алюминия. Оставалось только найти нужное соотношение входящих в его состав компонентов.
Теперь для того, чтобы привести тюменскую речную воду в порядок, применяют шесть различных методов очистки: обезжелезивание, коагуляцию, отстаивание, фильтрацию, хлорирование, углевание. Коагулянты, например, собирают из воды всю муть, превращают ее в хлопья, которые блокирует фильтр, состоящий из двухметрового слоя кварцевого песка особой фракции.
— Реки стали очень богаты органикой, — говорит Валентина Яковлевна, — особенно на участках вниз по течению. В верховьях вода может еще быть относительно чистой, но чем ниже по течению, тем больше в ней всяких добавок.
Чтобы не упустить никаких речных сюрпризов, в лабораториях «Тюмень Водоканала» ужесточили график отбора проб. В течение суток сейчас проводятся 264 анализа речной и водопроводной воды. В зависимости от полученных данных, в оперативном порядке меняются дозы реагентов. Например, в связи с затянувшимся паводком цветность воды, по сравнению с зимним периодом, увеличилась в девять раз, а щелочной показатель, наоборот, резко упал.
Кардинальные изменения произошли и на самих очистных сооружениях. За счет средств бюджета города реконструировано семь фильтров, завершается обновление восьмого. Проводится монтаж системы аэрации. Предполагается, что в сентябре туда загрузят кварцевый песок.
Но контроль за качеством воды — не единственное, о чем необходимо думать на перспективу.
— Не менее важная задача -сократить технологические потери воды, — считает Николай Романов, заместитель председателя городской Думы. — Необходимо этим же объемом воды обеспечивать растущие потребности Тюмени. От идеи строить новые очереди очистных сооружений мы отказались. Эффективнее — реконструировать то, что есть, и правильно использовать. Тогда даже нынешние мощности напоят будущий город-миллионник.
— Если утечек будет меньше, и снизится водопотребление за счет установки приборов учета, то у нас образуется даже резерв, — добавил Александр Шпиренко, директор департамента городского хозяйства.
— Когда технологические издержки водоканала снизятся с 34 процентов до 12, а население будет платить по счетчикам — все стороны будут заинтересованы в том, чтобы экономить. На «халяву» рассчитывать не придется, — резюмировал Николай Романов.
***
фото: В цехе фильтрации;Александр Смирнов;Валентина Жукова.