X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Настоящий хозяин для памятника

Журналисты полезли вглубь проблем, касающихся сохранения и использования памятников историко-культурного наследия Тюменской области, и Тюмени в частности.

На пресс-конференции председателя областного комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Игоря Козлова, что состоялась на этой неделе в Доме журналистов, пресса интересовалась не только судьбой отдельных зданий, но и непростой ситуацией, что сложилась в городе со специалистами, способными провести экспертизу строений и оценить их историческую значимость.

Ноги этого интереса, конечно, растут из ситуации, сложившейся вокруг здания «Ленинской» (или круглой) бани. Напомним, в 2012 году оно было исключено из списка объектов культурного наследия — на основании заключения столичных экспертов, приглашенных в Тюмень. Наши городские историки и краеведы, ратующие за сохранение каждого памятника, взбунтовались: «Приехал кто-то чужой, с историей города не знакомый, провел экспертизу! И ее результаты считаем неприемлемыми!» Вот если бы эксперт был тюменским, то и результат, возможно, стал бы другим, считают несогласные.

— В Тюмени только два специалиста в этой области, — рассказал Игорь Козлов.

— Представьте, какой у них объем работы! Всего в Тюменской области насчитывается 1746 объектов культурного наследия. У нас в регионе есть как памятники федерального значения (их 73), так и регионального (470). И все время ведется серьезная работа по выявлению новых объектов. Конечно, нам приходится привлекать экспертов со стороны, из других городов. Все законно: объявили конкурс, его выиграл московский специалист, провел экспертизу… Вернуть баню в реестр памятников теперь нельзя, потому что все произошедшее — законно.

Заместитель Козлова Анатолий Панфилов добавил, что комитет только «за», если своих экспертов в Тюмени станет больше. Однако подходящих кандидатур у нас меньше, чем хотелось бы. Претендент в эксперты должен не только иметь соответствующее образование, но и стаж работы не менее десяти лет. Только такие люди могут решать, какое здание является памятником, а какое — нет.

Впрочем, есть в Тюмени здания, в исторической ценности которых никто не сомневается. И их судьба волнует. В частности, журналисты подняли тему станции «Тура» на улице Пристанской, которая, как известно, отдана в частные руки — и который год стоит за высоким металлическим забором в состоянии перманентного ремонта. Или не ремонта? По городу ползут слухи, что у частника нет средств на быструю реставрацию, поэтому на станции квартирует бригада ремонтников.

Игорь Козлов, впрочем, эту информацию не подтвердил.

— Станция «Тура» находится в собственности ООО «Тоникс», и в ней, действительно, идет ремонт. Точнее, реставрация, которая сама по себе значительно более затратна, чем обычный ремонт. Мы стараемся отдавать памятники архитектуры в частные руки с условием, что хозяин проведет реставрацию и будет ухаживать за зданием в соответствии с законом.

Оказывается, в Тюмени находится немало организаций и отдельных людей, которые берут в собственность памятники архитектуры. В Тобольске, например, с этим дело обстоит куда хуже. А у нас есть как удачные примеры, так и неудачные, но спрос пока все же превышает предложение.

Катя Христозова

— Могу назвать хорошие примеры, когда пользователь или владелец памятника относится к нему бережно, — сказал Анатолий Панфилов. — Например, здание на улице Хохрякова, 53-а -это сегодня ресторан « Потас-куй». Его пришлось реставрировать дважды! Потому что, когда зданию уже был возвращен первоначальный вид, произошел пожар. И ничего, собственник сделал ремонт заново. Повезло дому N 12 на улице Тургенева: после того, как его отдали в частные руки, оно находится в прекрасном состоянии.

К сожалению, обратных примеров не меньше. Панфилов называет дом N 10 по улице Кирова, на содержание которого у собственника попросту не хватает средств. Так и стоит в удручающем состоянии. Комитет через суд пытался заставить владельца провести реставрацию, потому что если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. Но суд — дело, как известно, не быстрое. Пока дойдет до реставрации, пройдут годы.

— Судиться с собственниками нам приходится довольно часто, — говорит Анатолий Панфилов. -Но других рычагов воздействия у нас нет. А просто отобрать здание мы не можем.

Еще более сложная ситуация, по словам специалистов комитета, складывается с многоквартирными домами, которые являются памятниками историко-культурного значения. Их в Тюмени сегодня не так уж много — около двух десятков. Однако каждый дом -отдельная головная боль. Некоторые квартиры в них находятся в частной собственности, другие -в муниципальной. Но если у муниципалитета когда-то все равно найдутся средства на реставрацию дома и квартир в нем, то у отдельных горожан нет денег даже на банальный ремонт своего дома-памятника. Они становятся заложниками собственного жилья.

И, тем не менее, по словам специалистов комитета, отдать памятник в частные руки — часто означает спасение. Благо, что положительных примеров становится в Тюмени все больше.

***
фото: Удачный и неудачный примеры передачи памятников архитектуры в частные руки — дома N 53-а на улице Хохрякова и N 10 на улице Кирова.;Удачный и неудачный примеры передачи памятников архитектуры в частные руки — дома N 53-а на улице Хохрякова и N 10 на улице Кирова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта