Жизнь: назад дороги нет
Амброз Бирс. «Заколоченное окно»,1989 год.
Творчество американского писателя, как и история его исчезновения, покрыты пеленой мистики. Мрачные картины Гражданской войны, которые рисует Бирс, всегда смешаны с горьким сарказмом. А главное, в них всегда ощущается веянье смерти.
«Заколоченное окно» — сборник рассказов, выпущенный в Свердловске. Как этот сборник оказался на книжной полке моих родителей, до сих пор непонятно. Мистику в нашей семье никто не читал. Но когда я в 12 лет увидел обложку этой книги, все мое внимание переключилось только на нее.
Самым, наверное, известным рассказом можно считать «Случай на мосту через Совиный ручей» — небольшая история плантатора-южанина, пойманного солдатами федеральной армии и без суда приговоренного к повешению.
Что чувствует человек, вздернутый на виселицу? Какие последние мысли проносятся в его голове? Есть ли шанс спастись?
На все эти вопросы у Амброза Бирса есть ответ. Но счастливого конца в его историях ждать не стоит. Человек, испытавший на себе все ужасы войны, знает другую сторону жизни — выхода нет.
Читая рассказы Абмроза Бирса, не предугадаешь, чем закончится история. Некоторые из них приходится перечитывать несколько раз, чтобы уловить все нюансы. А другие настолько просты и откровенны, что повергают в шок. Страх, ненависть, боль и ужасы войны. Все это передал Амброз Бирс в своих рассказах.
Но славен Бирс не только своими «страшными» рассказами, есть у него и сатирические произведения, чего только стоит «Словарь сатаны», написанный им в 1911 году, незадолго до исчезновения.
Все понятия распределены в алфавитном порядке, как в обычных словарях. Разница лишь в том, что этот словарь послужит скорее цинику, чем кому-то другому: «Адмирал, сущ. — Та часть военного судна, которая говорит, в то время как носовая фигура размышляет». И так до последней буквы алфавита.
Загадкой остается исчезновение автора, отправившегося в Мексику в те годы, когда там гремела революция.
Бирс, как и его рассказы — загадка. В попытках ее разгадать я часто возвращаюсь к сборнику «Заколоченное окно».
***
фото: