X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Давным-давно была война…

Парни в гимнастерках и фуражках, вооруженные винтовками, присели в теньке возле танка. Жарко, хочется пить…

Эти ребята находятся на площади Памяти с самого утра. И все, как один, встают и снимают фуражки, когда объявляют минуту молчания — в память тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны.

Сюда пришли кадеты из центра «Аванпост» и классов добровольной военной подготовки. В День памяти и скорби их почетные караулы стояли у мемориала «Прощание» и Вечного огня на Исторической площади, в сквере имени Губкина, у памятника Труженикам тыла и у мемориала на площади Памяти, где развернулся целый историко-культурный комплекс.

На столах возле зеленой армейской палатки разложены музейные экспонаты, безмолвные свидетели той войны. Чья-то полевая сумка, фляжки, заржавевшие пулеметные ленты…

— Ракета! — восклицает маленький мальчик Максим.

— Это не ракета, а мина, — поправляет его пожилой человек -Валентин Семенов. И начинает рассказывать:

Галя Безбородова

— Осколком такой вот мины ранило в ногу моего отца, Иосифа Васильевича, 1906 года рождения. Он воевал на Ленинградском фронте. Военный хирург не стал собирать раздробленную кость по кусочкам. Так и срослась, и стала нога на несколько сантиметров короче. Да еще пошло заражение, поэтому пришлось ампутировать часть ступни. Отец всю жизнь потом ходил с тросточкой. Но главное — вернулся домой живым, устроился работать на завод. Он мало рассказывал, не любил вспоминать. Ни документов не сохранилось, ни медалей. А мне сейчас 75. Я каждое утро делаю зарядку. Мы — должны жить!

Валентин Иосифович разглядывает старую мину. И сожалеет вслух, что пришел на площадь поздно — увидел лишь часть выступления курсантов, показавших зрителям нечто вроде ожившей хроники военных событий 1941-1945 годов.

Словно в калейдоскопе, мелькают кадры-сцены. Вот девушки в пестрых платьях провожают на фронт вчерашних старшеклассников. Блокада Ленинграда. Сталинградская и Курская битвы, коренным образом изменившие ход войны.

Галя Безбородова

И снова девушки — они сменили платья на форму медицинских сестер и выносят на своих плечах раненых с поля боя.

И, конечно, счастливый, долгожданный День Победы!

… В рядах зрителей чей-то ребенок в светлой панамке крепко зажимает уши ладонями, испугавшись выстрелов. Мама отводит его чуть дальше, туда, где зажжены поминальные свечи в память о погибших.

— Я вспоминаю в этот день отца и двух братьев, не вернувшихся с фронта. Они погибли в начале войны. Один я остался из троих, — рассказывает Ахмед Галимович Галимов, читатель, а в недавнем прошлом внештатный автор нашей газеты. — Мы должны помнить об этом, должны рассказывать. Я сейчас часто выступаю в школах перед детьми.

Галя Безбородова

… Смолкли холостые выстрелы, рассеялся дым от подожженных шашек — и уже через несколько часов площадь Памяти зажила своей привычной жизнью. Молодежь укрывается от солнца в тени яблоневой рощи. Велосипедисты мчатся по своим делам, пытаясь обогнать ветер. Рабочие в оранжевых жилетах убирают мусор.

И прошла гроза (ее громыханье было сродни далеким разрывам снарядов) — небо стало чистым, без единого облачка. Мирное небо над головой.

***
фото: Ахмед Галимов;Курсанты центра «Аванпост»;Кадет Кирилл Мозганов;А на войне стреляют…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта