Сибирская лыжная бригада
В боях за один из древнейших русских городов Севск в Брянской области (известен с 1146 года) погибла 70 лет назад 30-я отдельная лыжная бригада.
Это соединение было сформировано в сентябре-ноябре 1942 года в г. Калачинске Омской области. Его возглавили полковник П.М. Акимочкин, начальник штаба С.С. Концедайло, комиссар Н.А. Мотовилов. Большинство командиров рот и взводов — прошедшие ускоренную подготовку курсанты омских и тюменских военно-пехотных училищ. Основную массу бойцов составили юноши 19231924 годов рождения, призванные военкоматами Омской области, в состав которой входила и территория нынешней Тюменской области и северных автономных округов.
С первых дней октября начались занятия. Много внимания уделялось ходьбе на лыжах, изготовленных в Тюмени на ДОКе «Красный Октябрь». Снега долго не было, тогда открыли круговую траншею, застелили ее кустарником, накрыли соломой и по ней учились ходить на лыжах. Предполагалось использовать бригаду в соответствующих зимних погодных условиях, но получилось по-другому.
13 января 1943 года бригада получила приказ: убыть в распоряжение командующего Брянским фронтом. Через месяц 2946 лыжников прибыли на станцию Ефремов и вошли в состав конно-лыжной группы под командованием командира 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора В.В. Крюкова.
После окончания Сталинградской битвы планировалось ударом через Курск, Севск на Брянск и Карачев окружить Орловскую группировку немцев. В бой за освобождение Севска 30-я отдельная лыжная бригада вступила 25 февраля 1943 года. Взяв 1 марта Севск, советские войска разделились на две части: танки повернули на север, на Брянск, а кавалеристы и лыжники двигались на запад, к северной Украине. Начался рейд, который позже назовут «Севским». Без флангов и тыла, без боеприпасов и фуража, на лыжах в весеннюю распутицу.
Маршал И.Х. Баграмян по этому поводу отмечает:
«Почти все наступательные действия на западном направлении весной 1943 года носили отпечаток торопливости, спешки.
В той обстановке многим казалось, что моральный дух врага надломлен, и если не дать ему опомниться, непрерывно наносить удары на все новых и новых направлениях, то он вскоре будет окончательно сокрушен. К сожалению, даже у некоторых командующих войсками фронтов появилось такое ошибочное убеждение и настойчивое желание поскорее добиться успехов, подобных сталинградскому триумфу».
10 марта бригада вышла к реке Десна, закрепилась на этом рубеже и в течение нескольких дней отражала контратаки противника, сосредоточившего в этом месте большое количество танков и артиллерии. В ночь на 13 марта немецкое командование в спешном порядке направило на этот участок фронта 4-ю танковую дивизию, подтянуло венгерскую пехоту. Казаки 2-го гвардейского кавалерийского корпуса и лыжники Алтайской, Новосибирской и Омской бригад оказались в глубоком окружении.
17 марта началась оборона Севска. Вражеская авиация постоянно висела над позициями, а для сотен танков и бронетранспортеров не было преград. Через два дня немецкие и венгерские войска ворвались в город — начались тяжелейшие уличные бои.
Минометчик В.Т. Смирнов позже вспоминал о тех боях: «К вечеру 25 марта противник окружил Севск. Лейтенант Быстрый решил вывести нас из-под огня. Подошли к селу Рождественское. Десять суток вели бои — отбивали атаки врага. От всего батальона осталось только 9 человек. Много боев досталось мне, но таких, какие мы вели за высоту 216.2 у села Рождественское, больше не было.».
Наводчик орудия К.Т. Исаков вспоминал: «Наш взвод вместе с 3-м батальоном занял оборону на окраине Севска. Город горел, снег растаял полностью. Тюменские лыжи и лыжные волокуши не пригодились. Снаряды кончились, стрелять было нечем. 26 марта немцы и венгры прорвались к штабу батальона.».
Командир 3-й гвардейской кавалерийской дивизии, генерал Ягодин в объяснительной записке «Причины оставления города Севска частями вверенной мне дивизии, 30-й лыжной бригадой и средствами усиления» отмечал:
«До 26.3.43 отразили до 25-30 контратак втрое превосходящего противника и в первую очередь танков».
К 27 марта защищать Севск стало некому: большинство конников и лыжников погибли. Немногим удалось вырваться по разбитому льду реки Сев. Из «Севского рейда» не вернулось 15 тысяч кавалеристов и лыжников. О потерях 30-й отдельной лыжной бригады можно судить по двум документа м: от 13 января 1943 года «Укомплектование бригады на день выбытия на фронт» — 2946 человек и от 5 апреля 1943 года «О расформировании 30-й олбр» — 690 человек.
Бои вокруг Севска продолжались до середины апреля — потом оборона стабилизировалась. Рядом с Севском образовалась знаменитая Курская дуга.
Память сибиряков, сражавшихся под Севском, была увековечена 5 мая 2012 года в г. Калачинске на месте формирования лыжной бригады. В основание памятника заложена капсула с землей, привезенной делегацией из Севска.
Пора и в Тюмени в районе ДОКа «Красный Октябрь» или в биатлонном центре «Жемчужина Сибири» установить мемориальный знак в виде сходящих к верху лыж, увенчанных пятиконечной звездой — то ли памятный костер, то ли обелиск. В память о тюменцах, не возвратившихся из военных лыжных походов.
Иногда полагают, что народ, патриотов можно и нужно воспитывать только на победах, успехах и положительных примерах. Это заблуждение. Наоборот, горькие, но правдивые факты, честное описание неоднозначных исторических событий быстрее затронут душу человека, особенно молодого, и оставят глубокий след в его сознании.
Правдивая история Великой Отечественной войны до сих пор не написана. Так может быть пора перестать обманывать самих себя и сказать правду, какой ценой Советскому Союзу и его Вооруженным Силам удалось разгромить гитлеровскую Германию и ее союзников — итальянцев, венгров, румын, финнов, испанцев? Наш народ имеет на это полное право, добытое кровью отцов и дедов.
*В 1941-1943 гг. было сформировано 54 отдельных лыжных бригад; в Уральском военном округе — 10, в СибВО — семь.
** Крюков Владимир Викторович (1897-1959), генерал-лейтенант (1943), Герой Советского Союза (1945), после войны — начальник Высшей офицерской кавалерийской школы имени Буденного. Входил в близкое окружение маршала Г.К. Жукова. Муж известной певицы Л. Руслановой. В ноябре 1952 года арестован вместе с женой органами МГБ. После смерти Сталина освобожден и восстановлен в воинском звании. С апреля 1957 г. — в отставке.
*** Севск был окончательно освобожден 27 августа 1943 года.