Что в голове у манекена?
Раньше в коридорах медакадемии можно было увидеть юношей в белых халатах, увлеченно вяжущих крючком или спицами, плетущих браслеты из ниток… Так будущие хирурги развивали мелкую моторику рук.
Но в 2009 году в вузе открыли симуляционный центр, где студенты могли на макетах человеческих тел отрабатывать практические навыки. А еще три года спустя при центре появился уникальный класс полинейротравмы, где будущие нейрохирурги могли испытать свои умения, никому при этом не навредив.
… Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени — это не только больница, где делают передовые операции, но и база для обучения новых врачей. Выпускники медицинской академии приходят сюда ординаторами, чтобы на практике постигнуть все трудности работы нейрохирурга. Но даже в обычном стационаре пациенты порой отказываются от инъекции, когда врач говорит, что делать это будет молодой неопытный ординатор. Так кто же пустит вчерашнего студента к себе в мозг?
— Наши ординаторы отлично знают теорию, но практике им, как и врачам любой другой специализации, необходимо учиться, -рассказывает заведующий приемным отделением нейроцентра Алексей Немков. — Они присутствуют при осмотрах пациентов, участвуют в постановке диагноза. Но к операционному столу подойдут не раньше, чем покажут великолепные практические навыки в тренировочном центре, на муляжах. Вот, например, ординатор первого года Денис. Он осваивает навыки работы с микроскопом, потому что именно они составляют львиную долю труда нейрохирурга, — начинает Немков нашу экскурсию по классу полинейротравмы.
Микроскоп, за которым сидит юноша в белом халате, вовсе не похож на тот оптический, при помощи которого мы в школьные годы на уроках биологии рассматривали вакуоли кожицы лука. Куда больше он напоминает оборудование из лаборатории космического корабля, прилетевшего прямиком из фантастического фильма. Сильное впечатление производит экран компьютерного монитора, где крупным планом представлено операционное поле.
— Сложнее всего научиться синхронизировать движения рук с тем, что наблюдаешь в окуляр микроскопа или видишь на мониторе, тем более, что приходится все время вносить и выносить инструменты из операционного поля, — признается ординатор Денис Дороднев, ловко орудуя кривой, точно рыболовный крючок, иглой. — Я сейчас отрабатываю простой хирургический шов на муляже, точно имитирующем кожу и подкожно-жировую клетчатку человека. Например, если слишком сильно натянуть нить, то ткани могут прорезаться. Только кровь не пойдет. А еще осложняет задачу то, что я — левша.
… А за следующим столом молодой врач смотрит, что в голове у «манекена». Как ни странно -мозг. Очень похожий на настоящий.
— Этот ординатор осваивает эндоскопическую стойку, — называет вещи своими именами Немков. — Через определенные точки в черепе муляжа он вводит специальную трубочку (проводник) с камерой на конце. И, таким образом, не только практикуется во владении эндоскопом, но и изучает эндоскопическую анатомию, которая сильно отличается от той, что он выучил в академии.
Стефан Стефанов, кажется, и впрямь поглощен происходящим на мониторе, хотя определить, что именно на нем отображено, лично мне не удается ни с первого взгляда, ни со второго. Проводник, зажатый в руке Стефана, практически не шевелится, молодой врач лишь чуть-чуть двигает кистью.
— Мы наблюдаем желудочки (полости в головном мозге, заполненные спинномозговой жидкостью —Д.Р.), — объясняет Стефанов, чуть покосившись в мою сторону. — А так сразу и не поймешь, правда? Это потому что тут, во-первых, многократное увеличение, а во-вторых, узкий фокус картинки. Бывает сложно разобраться. По факту, приходится всю анатомию учить заново, уже в таком виде.
Но это не самое трудное. Важно аккуратно работать с проводником, двигать им очень-очень осторожно, ведь любое неверное движение может привести к неприятным последствиям для пациента.
… По словам Алексея Немкова, в России лишь в нескольких вузах открыта послевузовская подготовка выпускников по специальности «нейрохирургия». И лишь в двух из них, помимо Тюменской медакадемии, есть симуляционные классы, позволяющие проводить высокотехнологические манипуляции на фантомах, достоверно имитирующих человеческий мозг. Можно сказать, что тюменские студенты и ординаторы-нейрохирурги учатся наравне с теми, кого выпускают европейские медицинские вузы.
— Мы выпустили пока лишь одну группу ординаторов и знаем, где они будут работать, — подводит итог экскурсии Немков. — Один остался в нашем центре нейрохиругии, двое вернулись домой — в Курган, а остальных приняло отделение нейрохирургии при второй областной больнице — там были рады новым специалистам. Вообще, потребность в нейрохирургах пока не закрыта даже по Тюмени и югу Тюменской области. А в дальнейшем мы сможем помочь подготовить кадры для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
***
фото: Алексей Немков;Денис Дороднев;Стефан Стефанов.