Солдаты возвращаются из небытия
Тюменские поисковики вернулись из новгородских болот, тверских лесов и калужских полей. Вчера руководитель областного поискового центра Артур Ольховский рассказал, как прошла летняя экспедиция «Вахта памяти».
В этом году к традиционному маршруту экспедиции — Тверская и Новгородская области — добавился Спас-Деменский район Калужской области.
Началось все с того, что к поисковикам обратилась женщина, которая искала в Калуге место гибели и захоронения своего отца. В книге «Память» Спас-Деменского района нашла информацию о братской могиле, где похоронены он и еще пятьсот человек. Приехала на место, стала говорить с людьми и выяснила, что памятник в районе поставил когда-то учитель истории с детьми, и никакой могилы под ним нет. Где покоятся останки пяти сотен солдат из книги «Память», неизвестно.
— Целью нашей экспедиции было опросить местных жителей: может, кто-то что-нибудь помнит о местах массовой гибели или возможного погребения солдат? Наладить диалог с властями, сделать карты и аэросъемку района. С главой поселения нашли общий язык, а с районной властью разговор прошел напряженно. Но дали работать, — рассказал Артур Ольховский.
Разведку вели в районе деревень Большая Каменка и Вязовня. По боевым донесениям эти места в 1943 году несколько раз переходили от советских войск к немцам, и обратно.
— В разговорах с жителями зацепиться особенно было не за что. Но в Большой Каменке один человек упомянул о колодце, в который якобы сбрасывали погибших. Нашли это место, копали два дня — подняли останки одного солдата в полном боевом снаряжении, — рассказывает Артур Валерьевич.
Ольховский отметил главную трудность работы в Калуге. Это не болота Мясного Бора, где останки погибших поднимают с глубины в 40-100 сантиметров. Это — поля, которые распахивались и засеивались, поэтому поисковикам пришлось углубляться в землю на два с половиной метра. Здесь очень помогло новое оборудование — георадар, который приобрели в этом году. Грубо говоря, это очень большой металлоискатель, который может сканировать почву в глубину до двадцати метров и позволяет точно определять места братских могил и санитарных захоронений.
В Спас-Деменском районе подняли останки трех солдат. Заказали аэросъемку и копии из журналов боевых донесений. Опираясь на данные из этих журналов, поисковики считают, что не пятьсот, а больше трех тысяч солдат лежат в калужских полях незахороненными. Планируются экспедиции в этот район.
… А между экспедициями и дома, в Тюменской области, поисковикам хватает работы. За полгода вернули имена четырем советским солдатам — нашим землякам.
Специалист поискового центра Светлана Власова рассказала, что недавно в Ялуторовском районе прошла церемония захоронения Макара Васильевича Цитрикова. Его останки, поднятые в Парфинском районе Новгородской области, тюменцам передали коллеги 7 мая на мемориале «Мясной Бор».
Нашли сына солдата. Михаилу Макаровичу сейчас 76 лет. Вместе с медальоном ему передали личные вещи отца — ложку и мундштук.
А в марте на открытии всероссийского семинара поисковых отрядов родным Ивана Гамулина, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной, вручили записку из медальона и капсулу с новгородской землей. Эту историю поисковики считают по-своему удивительной. И вот почему.
… В 1995 году отряд «Память» из города Старая Русса проводил раскопки в Демянском районе Новгородской области. Поисковики поднимали останки советских солдат из сформированной в Ишиме 384-й стрелковой дивизии. Они в 1942 году погибли в Демянской операции. В одном из раскопов близ деревни Балагижа новгородские поисковики рядом с останками нашли медальон. Прочитали его неправильно — и несколько лет искали родственников не того человека. А потом случай или что еще заставило вернуться к записке из медальона. Через 18 лет в тюменском областном поисковом центре раздался звонок из Старой Руссы! Попросили помочь в поиске родственников рядового Гамулина, который «пропал без вести во время боя 24-28 февраля 1942 года в урочище совхоза «Дубки» Старорусского района» (из именного списка безвозвратных потерь 1276-го стрелкового полка 384-й стрелковой дивизии).
Внучка солдата Наталья Гамулина приняла от поисковиков реликвии, которые будут напоминать о деде-солдате…
Не каждая история так заканчивается. Сейчас в поисковом центре ищут родных еще двоих наших земляков, чьи останки были подняты в Новгородской области. Это Аксенов Сергей Григорьевич, 1901 года рождения. Призван Тобольским РВК. Ранее проживал в Тобольске по адресу: ул. Слесарная, 35. И Дрягин Василий Лукьянович, 1918 года рождения. Призван Ишимским РВК. Жил в Тюмени на улице Димитрова, 40.
Сделали запросы в военкоматы и советы ветеранов, но зацепок пока нет. Не удалось никого найти и по тюменскому адресу на улице Димитрова. Сотрудники областного поискового центра несколько раз приезжали к частному дому, разговаривали с соседями, поднимали домовые книги — Дрягины там не живут.
— Привлекаем всех, кого можем, даже пишем однофамильцам в социальных сетях. Но пока — ничего. Василий Лукьянович уже захоронен 8 мая в деревне Давыдово Старорусского района. А останки солдата Аксенова до сих пор находятся на базе экспедиции «Долина», есть возможность передать их родственникам. Но пока — некому. — рассказала Светлана Власова.
Это, зачастую, и есть самая сложная часть поиска — найти родных погибшего.
— Когда-то было принято, что, если ты поднял солдата и нашел его родственников, то становишься им вместо сына. До сих пор многие люди общаются и дружат семьями. Может, поэтому поисковое движение живет и до сих пор сильно, — считает Артур Ольховский.
***
фото: Бойцы экспедиции «Вахта памяти»;Церемония захоронения советских солдат.