Тайна ручья на озере Цимлянском.
В парке Оловянникова местные жители обнаружили новый ручей. Только чистотой от него и не пахнет.
Тюменка Лидия Будаева помнит, каким был парк имени Оловянникова еще в начале 70-х годов. Тогда здесь все цвело и благоухало, а не веяло таким запустением. А им, тогда еще подросткам, рассказывали о парке легенды. Говорят, что на этом месте когда-то была заимка купца Колокольникова. И еще при его жизни посажены здесь многие породы деревьев.
— Вы знаете, что такое двустороннее движение? — спрашивает Лидия Георгиевна. — Это не автомобильные потоки. Так во времена моей юности мы называли ряды сосен, которые, как постовые вдоль дороги, выстроились ровными шеренгами вдоль дорожек парка. Наверное, в этой стройности рядов когда-то был особый смысл. И высажены они так не только ради удобства, но и для пользы — укрепляли берега озера Цимлянского. И никакого подлеска в те времена не было. За парком ухаживали, лишнюю поросль убирали. А теперь сюда вечером страшно заходить — сплошные заросли!
И все-таки она ходит через парк почти каждый день: от своего дома до дачи родителей. Поэтому и перемены, происходящие в этом зеленом массиве, ей видны, как никому другому.
— Вот видите, кедрушечка начал засыхать, а еще прошлым летом стоял зеленый, — вздыхает Будаева.
До начала 90-х годов парк был частью санаторного комплекса «Оловянниково». Сюда брали путевки на лечение многие тюменцы. И отдохнуть, и подлечиться можно было, не уезжая далеко из города. Воздух — сосновый, целебный. Такая местная маленькая Пицунда.
— Даже пионы росли, не поверите! Вот здесь — кустами вдоль дорожек, — показывает на заросший участок леса Лидия Георгиевна.
— А здесь мы школьниками развешивали кормушки, — вспоминает она. — Не для птиц, а для белочек.
Воспоминаниями для нее наполнен каждый уголок парка. Но рассказывает она о том, что было, не только потому, что нахлынула ностальгия. Беспокоят ее настоящее и будущее парка.
Пока мы шли по старым асфальтовым дорожкам вдоль рядов высоких, почти корабельных сосен, ее тревога была не очень понятна. В прогретом на солнце и политом дождем лесу дышалось хорошо, как на курорте. Но благостная картина резко сменилась, как только подошли к трехэтажному серому зданию с выбитыми стеклами и полуразрушенными стенами. Это и был знаменитый когда-то в городе санаторий имени Оловянникова.
— Вот здесь был палисадник с цветами. Рядом стояла скульптура Ленина, а напротив — гипсовая фигурка читающей девочки. Простенькая такая картинка советских времен, но такая уютная, — говорит наша провожатая. — А вот здесь был баскетбольный щит. Его установили венгры, которые жили здесь в пансионате. Он был единственным на всю округу. Желающих поиграть было столько, что собиралось по нескольку команд.
Вспомнила она и про пирс, который был на чистейшем пруду, ныне полностью заросшем ряской.
Водоем убило не время, а канализационные стоки. Однажды прорвало трубу, идущую с учхоза, и вся рыба всплыла брюхом кверху.
Тихие экологические бедствия в парке происходили не раз. Очевидцев тех событий осталось мало, но о том, что было, молча свидетельствуют сами деревья.
— Вот видите, стволы торчат сухие. Они просто вымокли. Вода из трубы текла-текла и погубила сосны, — рассказывает тюменка. — Такое богатство этот парк. Наше, тюменское богатство! И оно разбазаривается, погибает.
К картине медленного умирания этой лесной территории местные жители уже привыкли. Объясняют они бесхозяйственность тем, что арендатор участка совсем не заботится о состоянии парка. Все здесь пришло в запустение. Бывший клуб и столовая санатория несколько раз горели. А деревянный двухэтажный дом купца Колокольникова находится в таком состоянии, что к нему страшно приближаться, а не то что заходить внутрь.
А недавно появилась в парке еще одна напасть. Где-то снова прорвало канализацию, и бурный ручей не первую неделю стекает в пруд, который связан с озером Цимлянским.
Лидия Георгиевна утверждает, что обращалась по этому поводу и к квартальному, и в управу Калининского округа — но никакого толку. Правда, квартальный имущественного комплекса N 6 Михаил Пыжов факт такого обращения не подтверждает. Ничего не слышали об утечке канализации в парке Оловянниково и в комитете по экологии департамента городского хозяйства.
Но дурно пахнущие стоки, которые бегут прямо в пруд, — существуют. Может быть, этому умирающему водоему уже все равно. Но он — не сам по себе, а системой родников связан с озером Цимлянским. Как повлияет это ЧП на его чистоту?
***
фото: Пруд в старом парке;Лидия Будаева;Обгоревшая машина возле сгоревшей столовой;Бывший дом Колокольникова