Я в рабочие пошел бы! Но что-то не хочется…
На днях взрослые дяди и тети, помогающие школьникам определиться с выбором будущей профессии, задались вопросом: почему наши дети не хотят носить почетное звание «человек труда»?
Каждый советский ребенок помнит мультфильм «Кем быть?», созданный по мотивам одноименного стихотворения Владимира Маяковского: угловатые, словно высеченные из камня, фигуры рабочих и громкий голос чтеца, декламирующего: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Вот только современные школьники не склонны романтизировать профессии, которыми восхищались их дедушки и бабушки. Сантехники, строители и плотники нынче не в моде, равно как и геологи, летчики, моряки…
Болевые точки этой проблемы попробовали определить на заседании «круглого стола», состоявшегося в Тюменском центре занятости населения.
По данным главного специалиста отдела профориентации департамента труда и занятости Тюмени и Тюменского района Ольги Ахмеджановой, 40 процентов ребят из девятых-11 -х классов не знают, какой специальности хотели бы учиться, и не определились с тем, в какое образовательное учреждение поступать после экзаменов.
Тем не менее, приоритеты при выборе у них распределены так: на первом месте — уровень зарплаты, на втором — возможность карьерного роста, и только на пятом — полезность будущей профессии для общества. Если старшеклассник озвучит такие мысли на семейном совете, родители наверняка погладят его по голове и скажут, что он стал рассуждать очень по-взрослому. Вот только администраторам, регулирующим баланс рабочей силы на рынке труда, хотелось бы, чтобы подрастающее поколение учитывало важность не только личных аспектов труда, но и общественных.
— В 2013 году подростки называют самыми привлекательными профессии юриста, врача, менеджера и инженера, а непривлекательными — учителя, дворника, технички и продавца, — говорит Ольга Ахмеджанова. — Удручает, что такие социально значимые профессии, как техничка и дворник, профессии, дарящие людям уют и чистоту, вообще не пользуются популярностью.
… Можно было бы спросить, готов ли кто-то из присутствующих на «круглом столе» посоветовать своему собственному чаду одну из этих важных профессий в качестве перспективы на всю жизнь… Но проблема не в нехватке в Тюмени уборщиц и уборщиков. Как раз эти вакансии без труда закрываются при помощи мигрантов.
Как рассказала директор Тюменского центра занятости Людмила Радченко, в прошлом году из 17 тысяч вакансий, поступивших на биржу труда, 14 тысяч имели отношение к рабочим специальностям. По ее словам, жестокий кадровый голод испытывают строительная отрасль и обрабатывающее производство. Также существует серьезная нехватка специалистов в медицине и лесном хозяйстве.
А заместитель директора областного департамента труда и занятости Вадим Самсонов добавил, что в ближайшие пять лет Тюмень будет остро нуждаться в бетонщиках, каменщиках, сварщиках, малярах, слесарях, токарях, штукатурах, поварах и швеях.
«Но ведь мы проводим среди школьников профориентационную работу. Почему же они выбирают не те профессии, в которых, как мы им рассказываем, нуждается город, а те, где число специалистов значительно превышает спрос со стороны работодателей?» — дружно удивились управленцы, представители школ и училищ.
И никто из них не вспомнил, что дети, выросшие во времена, когда с каждого телеэкрана воспевали рыночную конкуренцию, просто не могут рассуждать иначе. На их взгляд, в том, чтобы посоревноваться за место под солнцем с сотней-другой сверстников, нет ничего плохого. Ведь они — лучшие, мама с папой им об этом не раз говорили.
А вот взять и сразу после девятого класса пойти в техникум — это позиция неудачника, заранее смирившегося со своей судьбой. В их представлении, сантехник, даже если он устанавливает гидромассажные ванны и зарабатывает по 50 тысяч рублей в месяц, все равно остается простым работягой, который занимается чем-то грязным и непрезентабельным. Не то что менеджер в белой рубашке, который ездит в офис на взятой в кредит дешевенькой иномарке.
— Мои студенты, еще не выпускники, а те, кто отрабатывает практику, возвращаются из первой навигации и привозят от 20 до 50 тысяч рублей. Как вы думаете — к нам в приемную комиссию стоит очередь из абитуриентов? Нет, мы едва закрываем контрольные цифры, — сетует директор Тюменского колледжа водного транспорта Тамара Шпак. — И вы знаете, какой это в основном контингент. Есть отдельные «звездочки» курсов — романтики, которых с детства тянуло к судоходству, или дети из династических семей, но их очень мало. Школьники не пойдут в техникумы, пока в нашем обществе выпускников этих техникумов не начнут воспринимать как людей, достойных уважения. А такое отношение нужно воспитывать! И делать это должны не только учителя, но родители. Никакие лозунги, никакие усилия отдельных регионов не дадут результата, пока не появится серьезная правительственная программа, цель которой — вернуть рабочим профессиям былой статус.
НА СТАРЫХ ПЛАКАТАХ: вот так рекламировали рабочие профессии в советское время.
***
фото: