Квартирный погром в одном действии
— Мы постараемся наворотить много интересного! — планировал несколько месяцев назад актер и режиссер театра кукол Антон Нестеренко, приступая к постановке нового спектакля «Бобик в гостях у Барбоски». И наворотили! В хорошем смысле этого слова.
В преддверии Международного дня защиты детей театр показал новый спектакль трижды, причем включил в афишу даже вечерний сеанс, чего в кукольном театре обычно не случается. Видимо, связано это еще и с тем, что желание показать сказку Николая Носова — велико.
Для самого Антона Нестеренко (которого после двух удачных спектаклей, думаю, можно смело называть режиссером) «Бобик в гостях у Барбоски» — постановка выношенная. Идея родилась еще в студенчестве и трансформировалась по мере того, как сам Нестеренко взрослел и набирался опыта. В результате зрители получили сказку, которую можно посмотреть не раз и не два: ее шутливая и динамичная атмосфера не надоест. Тем более, дети, которые, как известно, очень любят повторение, и один и тот же мультик могут пересматривать бесчисленное количество раз.
Ассоциации с мультфильмом не случайны. Нестеренко, который написал и инсценировку сказки Носова, сократил некоторые диалоги. Пьеса получилась коротенькой, всего-то страниц на семь-восемь, но зато уж действия в ней -хоть отбавляй. Работает все: предметы мебели дедушкиной квартиры, куда домашний пес Барбос приглашает дворового Бобика, каждый ящичек в стенном шкафу с часами, гребешок, одеяло и подушки на кровати, содержимое прихожей и холодильника.
На сцене, таким образом, разворачивается картина, по динамике сравнимая, например, с любимыми детворой мультфильмами про кота Тома и мышонка Джерри. С той только разницей, что персонажи спектакля не лупят друг друга чем попало, но используют домашнюю мебель и утварь для более интересного занятия — чтобы играть!
Первое, что очаровывает, — это сами собаки, которыми управляют, в основном, актеры Вадим Еременко и Александр Бердников. Собачьи повадки их кукол убедительны настолько, что иногда присутствие самих актеров немного удивляет. Кажется, что они лишние, мешают, как соринка в глазу: вон, и без них планшетные Бобик с Барбоской прекрасно тявкают, бегают, прыгают и виляют хвостиками. Ну, разве это не высокая степень искусства кукольников?
Правда, по поводу черных костюмов актеров, которые закрывают даже лица, у меня возник некий внутренний протест. С одной стороны, сцена оформлена по принципу черного кабинета: довольно тусклые лучи, которыми художник по свету снабдил спектакль, должны в идеале выхватывать лишь светлые и цветные предметы, оставляя все темное во мраке — в том числе и актеров. На деле же получилось иначе: кабинет получился не исключительно черным, актеров все равно видно, и их темные невнятные фигуры, колдующие над куклами, некоторых маленьких зрителей слегка испугали.
Хорошо, что впечатление это эпизодическое, и уже через пару минут захныкавший было малыш, сидевший в одном ряду со мной, уже переключился на лихие танцы Бобика и Барбоски и позабыл кукситься.
Похожее чувство оставляет и вся работа художника по свету, который, видимо, предпочел усилить контраст светлого и темного до максимума. Не очень комфортно от такой неровности. Да и глаза устают.
Зато режиссер Нестеренко и художник Екатерина Поликарпова, судя по всему, сами получили от работы колоссальное удовольствие. Антон, видимо, вспомнив детство, напридумывал множество режиссерских ходов. Его Бобик и Барбос, изучая устройство гребешка, меняют прически. Превращают кровать в корабль, а зонтик — в корабельную пушку и храбро бороздят просторы океана. О приключениях в холодильнике я уже не рассказываю — просто не хочется лишать удовольствия тех, кто только собирается посмотреть спектакль.
Антон использовал в постановке цирковые элементы, отправил собак в открытый космос, попугал жутковатым сном, во время которого в памяти у зрителей наверняка возникли страшилки — в детстве все их друг другу рассказывают.
Старая дедушкина квартира, любовно собранная художником Екатериной, — кладовая игрушек и широкое поле для детских экспериментов. У Бобика и Барбоски есть всего сорок минут «эфирного времени», чтобы раз и навсегда очаровать публику. Они делают это уже в первые пять-десять минут. Потому что они — не совсем собаки, они — расшалившиеся дети с той богатой и непосредственной фантазией, которая с возрастом исчезнет, как дымок из пушечного ствола. Постановщикам удалось схватить этот дымок за прозрачный хвостик, удержать. Не зря Нестеренко назвал свой спектакль «эксцентрической комедией, или квартирным погромом в одном действии».
… В финале, когда со сцены звучит песенка о дружбе, а Бобик с Барбоской сидят на подоконнике и проникновенно покачивают кудлатыми головами в такт музыке, многие ребятишки вскакивают с мест и принимаются танцевать в проходах между креслами. Они довольны. Во-первых, это было весело. А во-вторых, им объяснили, что жизнь хороша, независимо от того, где жить — в благоустроенной квартире или будке.
Главное — это уметь веселиться и быть счастливым: тогда и лужа послужит зеркалом, и окажется, что птицы поют даже лучше, чем радио. Детям объяснили, а они -поняли.
***
фото: Барбос под управлением Вадима Еременко;Антон Нестеренко;Бобик и большой квартирный погром;Бутафор Марина Митина;Встреча под окном;Барбос — капитан, а Бобик — юнга.