По следам Золотой орды
Василий Ян. Трилогия «Нашествие монголов»: «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю», с 1934 по 1954 год.
По словам самого Василия Яна (Янчевецкого), идея написания повести об одном из величайших завоевателей Азии преследовала его много лет, но смогла осуществиться только тогда, когда он заменил «скитания по равнине вселенной» на «скитания по страницам бесчисленных книг Ленинской библиотеки».
И все же многие годы, проведенные им в Средней Азии, и многие километры, пройденные по степи и пустыне, позволили его книгам о татаро-монгольском нашествии наполниться удивительной достоверностью. Листая страницы, читатель все глубже погружается в атмосферу загадочного и жестокого Востока, в тяжелую, но яркую жизнь степняков-кочевников.
… Впервые я вытащила книгу в потертой темно-зеленой обложке с книжной полки отца: уголки мягких, желтоватых страниц были отломлены, буквы были мелкие, и их было много, а картинок — до обидного мало. Для ребенка десяти лет это серьезный минус! И все же я взялась читать. И тогда желтые страницы превратились в песчаные барханы, а зеленая обложка — в ковыль-траву, волнующуюся на ветру. И фигура Чингисхана предстала передо мной во всем величии гения-полководца и правителя, в то же время остававшегося просто человеком.
За первой книгой последовали вторая и третья. Внук Чингисхана — Бату, как и обещал своему отцу, предает огню и мечу Рязань, Владимир и Москву. Александр Невский, поднимая покоренный, но не смирившийся русский народ, становится щитом для Западной Европы, а орды степняков откатываются назад, так и не воплотив мечту великого завоевателя Чингисхана — не дойдя до «последнего моря».
Может быть, Василий Ян в значительно большей степени романист, чем историк. Пусть. Может быть, в советское время трилогию «Нашествие монголов» считали чтением для школьников среднего и старшего звена. Пусть.
Я с огромным удовольствием иногда перечитываю эти книги. Не потому что история нашествия Золотой орды на Русь таит для меня какие-то нераскрытые секреты. Просто хочется снова почувствовать прикосновение к лицу раскаленного степного ветра и увидеть рядом с собой бравых монгольских воинов — кривоногих и хитро щурящих черные глаза.
***
фото: