X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Необычные выпускники необычной школы

Почти тридцать лет — более чем серьезный срок. Однако Сергей Васильевич не жалеет о годах, отданных им исправительной колонии. Потому что здесь — его любимая работа.

Учитель истории Сергей Бондаренко уже 29 лет преподает в вечерней школе N 13, которая находится на территории четвертой исправительной колонии.

— Наша школа, конечно, во многом отличается от любой дневной, — рассуждает он. — Однако общее все-таки есть. Сейчас ученики меньше тянутся к знаниям, меньше читают… Это касается и тех ребят, что учатся в обычных школах, и наших подопечных.

Пока мы разговариваем с Сергеем Васильевичем, мимо нас как раз проходят его ученики. Не в школьной форме, а в черной робе. Многие из них давно вышли из школьного возраста.

— В исправительной колонии среднее образование получают осужденные, которые на воле не окончили школы, — поясняет Бондаренко. — Аттестат, полученный в вечерней школе, ничем не отличается от обычного. Дальше выпускники могут продолжить учебу в техникуме или получить высшее образование. Если заканчивается срок — то уже на свободе, а если еще нет, то здесь же, в исправительном учреждении.

В здешнюю школу отправляют тех осужденных, которым еще нет тридцати лет. Но, по словам и.о. заместителя начальника ИК-4 Сергея Петрова, просятся сюда и люди постарше. Таких инициативных немного, поэтому никто им не отказывает.

— А я-то — нет, не ученик, — качает головой наш новый знакомый Александр. — Школу окончил много лет назад, вольную. А сегодня решил ребят-выпускников поддержать. Помню, как на воле своих сыновей из школы встречал. Ностальгия!

В этом году в 13-й вечерней школе 42 выпускника из 9-х и 12-х классов. Сейчас они стоят неровным рядком в актовом зале. Кто-то зажал в кулаке, синем от наколок, тюльпаны для учителей. Подталкивают друг друга локтями, перемигиваются, оглядываясь на людей в форме.

— А как у ваших учеников с дисциплиной? — возвращаюсь я к разговору с Сергеем Бондаренко, прикрывая дверь в актовый зал, где уже кто-то запел песню под гитару.

— Отлично! Здесь же, прямо в школе, находится пост, где постоянно дежурят сотрудники колонии. Так что дисциплину никто не нарушает.

— И все же, люди-то разные, из группы риска.

— Знаете, поначалу большинство осужденных приходят в школу обозленными. Не проявляют этой агрессии в открытую, но определенное напряжение чувствуется. Однако через несколько месяцев это проходит. За все эти годы у меня не было ни одного ученика, который после выпуска сказал бы, что ему это все было не надо. Все говорят только спасибо, искренне!

— На последний звонок ко многим выпускникам пришли родители, к кому-то — жены, — продолжаю я. — Не было ли в вашей практике таких случаев, когда на ученика приходилось воздействовать через родственников? Скажем, вызывать родителей на педсовет.

— Нет, — улыбается Бондаренко. — Взрослые же все, какие уж тут им родители! Многим и они не указ! В старших классах приходится, так сказать, давить интеллектом. Вот тогда тебя зауважают. А еще заинтересовать обязательно надо чем-то!

Катя Христозова

И у Сергея Васильевича это получается. Кроме основных предметов — русского языка и математики — выпускники частенько выбирают для экзаменов историю.

— Им вообще гуманитарные предметы больше нравятся, — говорит Бондаренко. И, улыбаясь, добавляет: — Сколько у нас поэтов, песенников!

За дверью актового зала все еще поют. Не про «школьную пору» и не про то, что «учат в школе…» Местным ученикам хочется слушать про маму, про любимую, про то, что их ждут. И учителя не против, не настаивают на своем репертуаре. Вот он — педагогический такт!

Сегодня в 13-й школе работают 17 учителей, включая директора Андрея Анатольевича Ляпина, который также преподает историю.

Он говорит, что привык здесь. И, наверное, другой работы уже и не хотел бы. Верю его словам, потому что вижу, с каким азартом он рассказывает о том, сколько среди его учеников отличников, «хорошистов». И о тех, с кем еще предстоит долгая работа.

— А классы вы наши видели? Актовый зал? — спрашивает он. -Хорошо же!

Внутри школа не отличается от тех, в которых мы учились. Здесь, и правда, хорошо: светло и уютно. Правда, до тех пор, пока не вспомнишь о ее расположении.

— Но учиться же всем надо! Так ведь? — обращается он ко мне и одновременно к парням, которые проходят мимо.

Те с готовностью говорят: «да!» Хотя, что у них в голове на самом деле — не узнаешь. Но учителям они не перечат.

— Директор и учителя в авторитете? — спрашиваю я.

— Да. В обычных школах, кстати, ученики позволяют себе гораздо больше вольностей по отношению к преподавателям, чем здесь, -отвечает.

… Последний звонок отзвенел. Родственникам пора выходить за территорию колонии. Плачут, обнимаются со своими выпускниками, говорят, что ждут их поскорее домой.

— Обычно учителя радуются, если их выпускники потом поступают в высшие учебные заведения, — задумчиво говорит Сергей Бондаренко, глядя на прощание с родственниками. — А мне радостно, когда я встречаю своего бывшего ученика уже на воле, и он говорит мне: «А у меня, Сергей Васильевич, все хорошо! Работа, семья, дети! Жизнь наладилась!» Ради этих слов, наверное, до сих пор тут и работаю.

***
фото: Сергей Бондаренко;Последний школьный звонок в исправительной колонии N 4.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта