Разрушители легенд: клещи не летают и даже не прыгают
«Клещи могут быть опасны для вашего здоровья» -эту нехитрую истину усвоил, наверное, каждый тюменец. Но вопросов о том, как нам делить леса и парки с коварными кровососами, меньше не становится.
Кроме того, появляется масса примет, легенд и домыслов на эту тему. Развеять или подтвердить самые известные из них нам поможет энтомолог тюменского Центра гигиены и эпидемиологии Анна Мусина.
— Существует много народных примет, касающихся клещей. Но многие ли из них имеют под собой реальную основу?
— Некоторые имеют. Например, существует поверье: когда появляются первые проталинки — начинают проявлять активность клещи, когда зацветает мать-и-мачеха — они начинают кусаться сильнее, а когда цветет черемуха — это пик активности клещей. А зацветает иван-чай — они сходят на нет… И, знаете, это явление подтверждено многолетними научными наблюдениями.
— Наши читатели вспоминают, что в прежние времена в Тюмени и Тюменском районе за год набиралось гораздо меньше людей, укушенных клещами. Неужели клещей становится все больше?
— Тут есть два момента. Во-первых, несколько десятилетий назад в нашей области проводились широкомасштабные обработки — поля и леса опрыскивали с самолетов. И использовались при этом не сегодняшние препараты, а ДДТ -очень сильный инсектицид, применение которого позднее, в 70-х годах прошлого века, было официально запрещено. Срок действия ДДТ был очень велик — восемь-десять лет. Обработали территорию, и можно не беспокоиться о популяции клещей. Но препарат имел свойство накапливаться в организмах живых существ. Насколько я знаю, его составляющие потом нашли даже у пингвинов на Южном полюсе…
Так что теперь на территории России разрешены только препараты с коротким остаточным действием — они быстро разлагаются и меньше вредят окружающей среде. Но и эффективность у них ниже — месяц-полтора, и они перестают действовать. При этом сезон активности клещей у нас в регионе — длинный, с конца марта-начала апреля до октября. А однажды последний укушенный был зарегистрирован даже в начале ноября!
Получается, что обрабатывать территорию нужно, как минимум, дважды за сезон, что требует финансирования. Да и сам процесс весьма трудоемкий. Использовать авиацию теперь тоже запрещено — ведь яд действует не слишком избирательно и убивает не только клещей, но и других, полезных насекомых. Поэтому опрыскивают только отдельные участки лесного массива — те, где находятся зоны отдыха.
Второй момент заключается в том, что санитарно-просветительская работа по теме клещевого энцефалита и болезни Лайма теперь поставлена на более широкую ногу. К ней активно привлекают журналистов, и информация о числе укушенных и заболевших стала более доступной. Вот и складывается ложное впечатление, что раз об этом много говорят, значит, и размер проблемы стал угрожающим.
— Если современный человек ради сохранения природы отказался от сильнодействующих инсектицидов и массированной обработки, то как же ему не попасться «на зуб» клещу?
— Нужно делать упор на индивидуальные средства защиты. Ведь в магазинах можно найти массу репеллентов: крем, карандаши, аэрозоли. И ценовой разброс у них достаточно широк. Неплохой репеллент за 30-50 рублей могут себе позволить даже пенсионеры.
Кроме того, нельзя забывать о правильной форме одежды в лесу: штаны должны быть заправлены в сапоги или носки с плотной резинкой, верхняя одежда — в брюки, а манжеты рукавов — плотно прилегать к руке. И постарайтесь не забыть о головном уборе — платке или капюшоне. В общем, главное — не дать клещу заползти под одежду.
— Бывалые грибники говорят, что клещи гораздо охотнее прыгают на людей в светлой одежде и обуви. Это правда?
— Во-первых, клещи не умеют прыгать или, тем более, летать. А то горожане нас иногда спрашивают, как долго голодный клещ может лететь за человеком (смеется). Они сидят на траве и, когда человек или животное проходит мимо, цепляются и ползут в поисках обнаженного участка кожи. Кстати, бытует мнение, что с резиновых сапог клещи соскальзывают — это не так. Проверено на опыте.
Что же до светлой одежды — она их не привлекает и не отпугивает, просто на ней клещей лучше видно. Поэтому, кстати, мы рекомендуем надевать в лес именно светлую одежду, а не камуфляж, на котором самцы-клещи почти незаметны. Будет проще осматривать себя и других.
— Иные сибиряки считают, что в хвойных лесах клещей меньше, чем в лиственных. А некоторые из них даже связывают численность этих кровопийц с тем, есть ли в лесу крупные муравейники. Эти приметы находят подтверждение?
— Насчет муравейников — нет. А вот деревья. Больше всего клещей мы находим в лиственных и смешанных лесах, немало их также в ельниках и ольховниках. А вот в сосновом бору можно не обнаружить ни одного клеща на километр. И этому есть простое объяснение: клещи развиваются в верхнем почвенном слое — той самой лесной подстилке. Естественно, что в лиственных и смешанных лесах она более благоприятна, а в сосновых — подушка из иголок, что не нравится клещу. Также более безопасными считаются леса паркового типа. Дело в том, что в них обычно более чисто. Нет завалов и буреломов, в которых любят жить «кормильцы» клещей -мыши, белки, бурундуки, ежи и т. д.
— Вкусовые качества человеческой крови клещей интересовать не должны — они ею не питаются, а используют для размножения. Тем не менее, в народе есть интересная теория: один человек может быть для лесных кусак гораздо привлекательнее другого. Так ли это?
— Насколько мне известно, проводились исследования, и ученые заметили, что на людей с первой группой крови клещи нападают охотнее. Но стоит ли доверять их выводам — сказать сложно. Тем не менее, опираясь на свой опыт, могу сказать: одни люди действительно кажутся клещам привлекательнее других. Бывает, идешь с коллегами по лесу — на ком-то три клеща, а на ком-то — тридцать три! При этом мы идем рядом, рукавами друг друга касаемся. Помню, еще в университете мы ходили на практику, а потом с одной девушки собрали шестьдесят восемь клещей.
Впрочем, если вас никогда не кусали, это не значит, что можно пренебречь всеми мерами безопасности.
***
фото: