Быть гостем на планете байкеров
… Колонну байкеров от ЦУМа провожала толпа зевак. Зеваки снимали байкеров на телефоны, интересовались мощностью машин и по привычке затыкали уши, когда кто-нибудь из мотоциклистов давал газу.
Отправление как будто специально задерживалось, чтобы прохожие налюбовались диковинными, блестящими хромом машинами и хорошо разглядели их хозяев. Байкеры в кожанках на тяжелых чопперах, молодые люди на спортивных моделях, даже неприметные скутеристы, — все на 15 минут стали звездами в этом облаке выхлопных газов и манящем запахе бензина.
Рафид Кафеевич переходит от одной машины к другой, спрашивает, как у них переключаются передачи, каков объем двигателя и велика ли скорость. Поражается умению японских мастеров и ценам на их искусство в металле. А про байкеров говорит, что «один другому рознь».
— Иногда промчится по улице какой-нибудь гонщик, и думаешь, есть ли у него что-нибудь под каской или нет, — рассуждает Рафид Кафеевич. — Хотя, если ехать на такой машине километров этак шестьдесят в час, то ее не будет слышно. Надо соблюдать правила, надо быть внимательным на дороге… А вообще, хорошее это дело или нет — движение байкеров -покажет новый сезон!
… Хотя мотоцикл с его оголенными агрегатами и рвущейся наружу мощью как-то совсем не ассоциируется с безопасностью на дорогах. И человек, севший в седло, источает ауру рискованности. Это Кот Леопольд мог крутить педали на своем мультяшном велосипедике и с доброй улыбкой призывать всех к дружбе. А хулиган-Волк из «Ну, погоди!» мог быть хозяином только мотоцикла.
Вот только сами байкеры вопрос с безопасностью для себя, кажется, решили.
— Последние пять лет мы призываем мотоциклистов к соблюдению правил дорожного движения и скоростного режима, — говорит Владимир «Граф» Шевченко, президент тюменского байк-клуба Life Road. — Чтобы стать членом клуба, обязательно надо иметь водительские права. Я всегда говорю байкерам, что у них должна быть экипировка, тогда они останутся живы и здоровы. И всякий раз тяжело переживаю, если случаются аварии.
На открытии второго тюменского байк-фестиваля полковник Геннадий Лоточкин, начальник областного УГИБДД, рассказал, что благодаря администрации клубов многие мотоциклисты впервые зарегистрировали свои машины. «Уроки безопасности», которые байкеры проводят в школах, — пример успешной профилактической работы. И вообще, байк-движение — это «комсомол наших дней, авангард молодежи».
Как сочетать подобные оценки с образом жизни байкеров, где главное слово — свобода, а самые знаменитые представители движения носят названия «Ангелы ада» (США) и «Ночные волки» (Москва)?
— А как совмещаю я? — кажется, возмущается «Граф» — высокий, в черной майке, открывающей татуировки на массивных бицепсах. — Я, например, не пью. Кто-то пьет пиво, но я говорю им: ребята, не садитесь за руль, вызовите такси, ничего не случится с вашими байками. Недавно мы побывали в Тобольске, где сопровождали автобус с инвалидами — под снегом с дождем. Организовали два исторических мотопробега, когда в каждом поселке нас встречали на «ура». Проблемы-то нет! Я бываю на открытии сезона в разных городах. И везде стараюсь вести себя, как меня воспитывали родители — с любовью к людям.
По определению Владимира, байкер — это человек, у которого есть желание передвигаться на двух колесах, который хочет видеть мир и по-человечески относится к людям. Вся остальная атрибутика — личное дело каждого.
— Большинство членов нашего клуба работают, и для них байки -это возможность отвлечься от будней, разнообразить жизнь, — заключает мой собеседник.
На автодроме в районе поселка Боровского его слова подтверждаются на каждом шагу. Пока со сцены шумят гитары конкурсантов фестиваля «Катись, квадрат!», а мотоциклисты рассаживаются за столики, выясняется, что девушка в полной байкерской амуниции -тележурналистка, что хозяин дорогущей «хонды» — успешный предприниматель, а мужчина и женщина на новеньком «китайце» -пенсионеры-любители экстрима.
— Было у меня две машины, -вспоминает Сергей Постовалов, когда они с женой Маргаритой слезают с «китайца». — Детей надо было в школу возить, вот и пришлось пересесть с «явы»! Но когда проезжал мимо какой-нибудь мотоциклист, у меня, как у собаки, слюнки текли. В машине едешь, будто на диване сидишь — ощущения не те. А тут чувствуешь под собой мотор. Скорость другая!
Яна Милейко из «Тюменской службы новостей» говорит, что мотоцикл придает ей чувство уверенности и независимости.
— Возможно, для девушки — это один из способов произвести впечатление. Кто-то использует косметику и одежду, а кто-то — мотоцикл…
В 16 лет Яна впервые оседлала 50-кубовую модель и с тех пор не расстается с байком. Муж иногда подвозит ее с работы на своем мотоцикле, но быть только пассажиркой молодая жена категорически отказывается.
И еще об одном знакомстве на фестивале. Алексей Угрюмов в свое время купил скутер для дочери.
— Знакомые тогда у виска крутили, — рассказывает он. — А у нее за четыре года не было травм. Наоборот, я на этом скутере два раза падал! Теперь вот она посмотрела на других девчонок и просит мотоцикл.
Сам Алексей за своим первым байком ездил в Москву.
— «Явучезет» в Тюмени было не купить. Стояли холода, я оформил ее в багажное отделение, через неделю встречал на вокзале с канистрой бензина. И пассажиры, которые ждали своих поездов, ахнули, когда я распаковал мотоцикл прямо у вагона, заправил, и он у меня тут же завелся!
Следующий мотоцикл — «восход» — пришлось нести от магазина через всю Тюмень. Эта модель была похуже. Потом пришли 90-е годы, начался бизнес, и было уже не до юношеских увлечений. Но в прошлом году Угрюмов, когда был в отпуске в Турции, прокатился на спортивном «кавасаки» и мигом вспомнил давнюю любовь.
— Я тогда подумал: ну, почему до сих пор не приобрел мотоцикл — возможность ведь есть?! Вернулся в Россию, заказал в Екатеринбурге. Теперь летом езжу только на байке. Во-первых, не жарко. Во-вторых, это быстро — на переговоры никогда не опоздаешь.
Однажды пошел дождь, я пересел на машину — и застрял в пробке на «Стреле». Оказалось, что вокруг сплошной негатив, что все друг друга «подрезают», ругаются. А на мотоцикле ты этого не чувствуешь — все неприятности остаются позади!
Угрюмов согласен с «Графом», что от мотоциклиста на дороге требуется предельная внимательность — все препятствия он должен степенно объезжать. Но дочь свою, если она вдруг полюбит байкера, только поддержит — «люди это серьезные».
… Даже, может быть, слишком серьезные. После двух часов на фестивале становится скучно. Только рокот моторов оживляет обстановку — приезжают новые люди, уезжают размяться засидевшиеся гости. А притихшие байки почти не производят впечатления.
Возможно, все то, о чем рассказали мне мотоциклисты, можно почувствовать и оценить только в седле стального коня. И тогда только понять байкеров и их любимое увлечение.
***
фото: Сергей Постовалов и его жена Маргарита;Яна Милейко;Владимир «Граф» Шевченко;Скутерист Андрей Жолобов;Александра Угрюмова.