X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Смутные дни Турбиныйх

Тема Гражданской войны, что легла в основу пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», а совсем недавно — и в основу тюменского одноименного спектакля, зрителями пока понимается с трудом.

Казалось бы, пьесу столько раз ставили в разных театрах, показывали по телевидению, что хоть одним глазком, хоть фрагментом ее должны были видеть все, кто любит театр. Но, видимо, мы не особо в курсе событий, что происходили почти век назад. Да и пьесу «Дни Турбиных», которая, кажется, не входит в обязательную школьную программу, мало читали.

Тем не менее, труппа тюменского драматического театра, режиссер Петр Шерешевский из Санкт-Петербурга и художник-постановщик Анвар Гумаров сделали многое, чтобы история прошлого века стала ближе и понятней нам, сегодняшним.

Вот только зрителя режиссер не пожалел. Вместе с антрактом спектакль длится четыре часа. Даже на динамичном блокбастере в кинотеатре столько просидеть сложно, а уж в театре, на неспешном спектакле. Но в этом мне видится режиссерская смелость и надежда на то, что в Тюмени есть зритель, который, может и не сразу, но сумеет оценить монументальность постановки.

Поскольку уж мы «Дни Турбиных» не читали или позабыли, то следует напомнить, что Булгаков, а вслед за ним — Шерешевский рассказывают историю о жизни одной семьи и одной страны, в которой рушится привычный уклад жизни. Смутные времена, худшие из всех, что можно представить. Видно, как постановщики стараются облегчить зрителям восприятие. Художник не устраивает на сцене тяжелого реализма, обходится символическими выдумками. Режиссер обращает внимание на личную историю белогвардейских офицеров Турбиных, их сестры и близких. На самом деле рассказывает о дружбе, о жизни в преддверии катастрофы и во время нее, о надеждах — словом, все понятно.

Катя Христозова

… В Киев приходят петлюровцы, потом их выбивают из города большевики, а гетман Украины Павло Скоропадский (народный артист России Владимир Орел) в спешке покидает страну вместе с ненадежными союзниками-германцами, оставляя белую гвардию обезглавленной и беспомощной.

В семье Турбиных тоже происходит переворот, но отдельно взятого семейного уклада: муж Елены (актриса Евгения Казакова), полковник генштаба Владимир Тальберг (актер Сергей Скобелев) бежит с немцами, у нее закручивается роман с давним поклонником Шервинским (актер Николай Аузин).

В доме Турбиных пережидают смутные времена их друзья-офицеры. Полковник Алексей Турбин (актер Александр Тихонов), старший брат Елены, гибнет от руки петлюровцев, младшего брата Николая (актер Артем Козлов), они покалечили.

Число персонажей все разрастается, а потом начинает таять: исчезает Тальберг, умирает Турбин. Тот, что объединял семью, был ее центром, и с гибелью Алексея родственные связи, теплота и дружба в доме Турбиных вот-вот затрещат по швам.

… Все это — булгаковский канон, первоисточник. Петр Шерешевский, разумеется, принес в постановку свое. В частности, это мистические персонажи, о которых он намекал еще до премьеры — три сестры, то ли ведьмы, то ли мифологические норны, что могут определять судьбы мира и людей (актрисы Марина Карцева, Елена Махнева и Наталья Никулина). Первобытные, жуткие, они словно олицетворяют грязную и низменную часть человеческой жизни. Режиссер проводит их по всей постановке, они играют роль смуты — мародеров, убийц и весь тот беспредел, что неизменно сопутствует войне.

Шерешевский, скорее всего, говорил искренне, когда рассказывал о тюменской труппе в преддверии премьеры. О том, что выбирал актеров на роли, не используя лобового кастинга, а словно бы из-за угла, подсматривая. Говорил, что ему так виднее. И в принципе не ошибся.

Катя Христозова

Актеры, и правда, играют Булгакова слаженно, профессионально. Особенно хороши они даже не в массовых сценах, а в камерных, интимных, семейных — до жизненной естественности. Евгения Казакова, которая еще несколько лет назад только вступала на большую сцену, теперь может органично выглядеть в совершенно разных амплуа. Александр Тихонов прочно утвердился на ведущих ролях, ему доверяют разные режиссеры.

Есть и еще один «персонаж», на который многие обратили внимание: большая люстра из горного хрусталя — наследие старого здания драмтеатра на улице Герцена — не просто украшает квартиру Турбиных. Волей режиссера и художника она играет. То тревожно сотрясается от взрывов, то сияет в Рождество. Как сама жизнь Турбиных.

***
фото: Александр Тихонов в роли Алексея Турбина;Евгения Казакова и Николай Аузин;«Гетман» Владимир Орел.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта