Детство — зона особого внимания
Конечно, у взрослых лучше, чем у их детей, развит инстинкт… беспокойства, назовем его так. Тем более, на фоне резонансных ЧП — исчезновение Ани Анисимовой, скандал и судебное разбирательство в связи со случившимся в школе N44…
А дети есть дети: за своими делами и радостями они легко забывают правила, которые втолковывают им мамы и папы. С незнакомцами не разговаривать! Звонить родителям, как только вернутся домой! При возникновении конфликтных ситуаций в школе — обращаться к учителям или снова к родителям… Поэтому и думать о безопасности детей, а также о том, чтобы не допустить насилия в школах, должны взрослые.
Об этом и шла речь на заседании комиссии по социальной политике городской Думы во вторник. Эту тему, пожалуй, впервые подняли на комиссии именно так — отдельно и в форме большого вопросительного знака. Депутаты — они тоже родители, бабушки и дедушки. Им эта тревога знакома. Потому Андрей Степанов, директор городского департамента образования, коснулся в своем докладе даже вроде бы малозначительных нюансов.
Андрей Эдуардович оговорился сразу: департамент и работники школ отвечают за безопасность каждого ребенка до тех пор, пока тот находится в здании школы или в школьном дворе. Вышел ребенок за ворота учебного заведения — дальше за него отвечают родные, которые либо научили его правильному поведению на улице (в подъезде, во дворе дома и т. д.), либо нет.
В школах же, кажется, сделано сегодня все, чтобы обезопасить детей. При помощи камер наблюдения, установленных на фасадах зданий, в коридорах, а кое-где -даже во всех кабинетах, можно следить за взаимоотношениями школьников и между собой, и с учителями. Как правило, информация с камер выводится в кабинет директора, на школьный пункт охраны и в близлежащее отделение полиции. Последнее, правда, не обязательно: запись все равно сохраняется, и при необходимости можно ее пересмотреть или отправить в соответствующие органы.
В здание школы сегодня не попадешь без удостоверения личности: чужого попросят показать паспорт и запишут в журнал на вахте. Словом, комар не пролетит.
— Более того, некоторые родители даже предлагают организовать при помощи Интернета онлайн вещание из каждого кабинета, — рассказывает Андрей Степанов. — Они хотят видеть, что происходит на уроках и на переменах с их детьми. Но чтобы запустить такое вещание, необходимо получить согласие абсолютно всех родителей учеников — такого пока нет ни в одной школе. Не все родители хотят, чтобы на их детей смотрели в Интернете посторонние, что понятно.
Впрочем, наблюдение наблюдением, а с некоторых пор проводится множество мероприятий, которые позволяют оценить «эмоциональную среду» в школах, а также научить детей, как не попасть в беду.
Степанов рассказывает, что, судя по результатам недавних опросов, тюменские школьники вполне благополучно чувствуют себя в стенах учебных заведений. Исследование уровня тревожности и агрессивности в образовательных учреждениях проходит ежегодно. Результаты мониторинга показали, что этот уровень находится в пределах нормы. Конечно, есть отдельные примеры, когда ребенок или группа детей демонстрируют примеры асоциального поведения, но педагоги стараются помочь им адаптироваться — для этого составлен особый план работы.
Кроме того, абсолютно всех учеников с первого по одиннадцатый класс учат новой «дисциплине» -как не стать жертвой преступления. Происходит это на занятиях по обществознанию, ОБЖ и даже биологии.
Но, по мнению специалистов департамента образования, этого недостаточно. Важно обезопасить детей не только в стенах школы, но и за ее пределами. Отсюда такой интерес вызвало предложение Тюменской региональной общественной организации «За безопасное детство». Она придумала проект «Безопасный путь ребенка». Суть в том, чтобы родители, встречающие своих детишек из школы, провожали домой и живущих по соседству детей. Изучена траектория движения, составлен серьезный график, благодаря которому всем удобно: и малышам, и родителям.
Проект «Безопасный путь…» реализуется не только в школах, но и в детских садах. И, как говорит Андрей Степанов, дает положительные результаты.
Вот часть мер, которые предпринимают департамент образования и общественные организации, чтобы тюменское детство было детством счастливым.
Но до полного счастья еще работать и работать, уверен Степанов. Если педагогов можно обязать следить за безопасностью детей, то родителей обязать нельзя. И наивно полагать, что они сделают это только потому, что речь идет об их собственном ребенке. Так бывает далеко не всегда.
— Я занимаюсь этим вопросом и убежден, что большинство проблем, как ни банально это звучит, начинается в семье, — говорит Андрей Эдуардович. — Одна ученица рассказала, что ее мама и папа постоянно ссорятся, что она никому не нужна, и ее никто не замечает. Вот и истоки асоциального поведения ребенка: он уже не может нормально общаться ни в школе, ни дома. И думает, что некому рассказать о своей беде.
… Так или иначе, в 2012 году случаи насилия были выявлены в школах N 44, N 57 и N 30. Их директора получили выговоры. Самый резонансный случай насилия над ребенком связан с 44-й школой, где после ЧП были уволены социальный педагог и заместитель директора по воспитательной работе.
Родителей пострадавших детей с их «должности», конечно, никто не «увольнял».
***
фото: На крыльце школы N 40 — под присмотром камер;Пункт охраны.