X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Чего нет в Каннах? Борща!

— Алексей Сергеевич, а зрители-то где? — спрашивают руководителя театральной студии «Этюд» Алексея Усова девочки-актрисы.

Они только что закончили устанавливать ширму для номера «Шаги» — актеры должны уметь и это. Теперь держат в руках реквизит для исполнения номера «Дело в шляпе» и крутятся на месте, не зная, куда повернуться, чтобы начать репетицию. На сцене-то все понятно: вот зритель, перед тобой. А вот в зале школы N 66, где они репетируют, зрителя можно вообразить с любой стороны, потому что ни сцены, ни зрительских кресел здесь нет, их надо нафантазировать.

— Вот ваши зрители, — показывает Алексей на нас с фотокорреспондентом Катей. — Играйте сюда!

И мы видим рабочий вариант номера «Дело в шляпе» — одного из тех четырех коротких представлений, что наш «Этюд» недавно показал во Франции на международном конкурсе «Юные каннские звезды».

Нам тоже приходится немного фантазировать: представить, что одетые в черные костюмы маленькие актеры работают в так называемом черном кабинете. Уже знаем, что это принцип оформления: рабочее пространство сцены затягивается черной тканью — в идеале бархатом, не отражающим света. Смысл такого оформления — размыть пространство, превратить его в бесконечность. На таком игровом поле каждая светлая деталь актерского костюма и реквизит белого цвета выглядят очень ярко.

— Представьте, что вы самих ребят не видите, — говорит нам Алексей.

А по-моему, так даже интереснее, когда видишь. Словно заглядываешь за кулисы, на сценическую кухню. На фестивале в Каннах, по словам Усова, был самый идеальный, профессиональный черный кабинет из всех, что ему доводилось видеть. Зато зрители не могли увидеть, как малыши-«этюдовцы», пригибаясь и укрывая реквизит темным полотном, несут его на середину сцены. Не видели их сосредоточенных лиц. И уж, конечно, не представляли, как волнуются актеры и педагоги Елена Воробьева и Алексей Усов, когда их ученики выполняют сложный элемент с кольцом, которое надо подбросить и поймать в темноте.

— У меня в этот момент внутри все замирает, — признается наш собеседник. — И когда у них получается, то это вздох облегчения!

Кстати, на репетиции трюк с кольцом удался только со второго раза. Но это ничего — на то и репетиция.

Катя Христозова

ВМЕСТО ОДНОГО — ЧЕТЫРЕ

«Этюд» ехал на каннский фестиваль за Гран-при. Если не ставить перед собой высокую планку, то ничего не получится, это во-первых. А во-вторых, в каких бы конкурсах ни принимал участия «Этюд», всегда занимал первые места, в своей номинации оказывался лучшим. Но стать абсолютным победителем пока не удалось.

В Каннах наша театральная студия заработала четыре кубка. Педагоги получили первое место в номинации «Режиссура», а актеры — одно первое место в номинации «Театр», и там же — еще два вторых. То есть вместо одного Гран-при «Этюд» привез четыре награды, но чуть менее значимых. Хороший результат!

— Я боялся везти детей за границу, — рассказывает Алексей. -Во-первых, это дорого, если бы нам финансово не помогли ОАО «ТюменьНИИгипрогаз» и Сергей Александрович Крылев — папа одного из наших актеров. Спасибо ему! Во-вторых, пока ты возишь детей по России, ты хотя бы уверен в том, что тебя поймут, ведь все говорят по-русски. Любую проблему, так или иначе, можно решить.

Елена и Алексей рискнули поехать на Лазурный берег, только когда познакомились с организаторами конкурса «Творческие открытия. Хореография и театр». Съездили с их помощью в прошлом году на фестиваль в Санкт-Петербург. Организация была настолько грамотной, хорошей, что перестали панически бояться за своих воспитанников. Тем более что конкурс «Творческие открытия. Хореография и театр» существует в рамках международного проекта «Салют талантов», который известен своими профессиональными организаторами.

Одним словом, руководители «Этюда» решились. И не только впервые отправиться в другую страну, но и повезти с собой 11 юных актеров, часть из которых — дебютанты.

— Дебютировать на сцене, да еще и сразу на международном конкурсе в Каннах… — вздыхает Алексей.

— Да, мы очень волновались…

А ребятишки первые несколько дней до выступления не волновались. Купались, загорали, бегали по магазинам за подарками для родственников и друзей, фотографировались на красной ковровой дорожке знаменитого на весь мир дворца фестивалей, немного смотрели выступления других участников конкурса.

— Вам чужие номера понравились? — спрашиваю я у актеров.

— Да-а, — отвечают хором.

— А хотелось бы сыграть в чужом номере?

— Не-ет, наши лучше!

И правда, стоило нашим актерам оказаться за кулисами, они быстро собрались. Забыли на время об отдыхе, показали профессионализм. Хотя в таком напряженном режиме, когда один номер надо сразу играть за другим, им еще работать не приходилось.

— А потом у нас заболела Лера, — качает головой Алексей. — На два дня ее положили в больницу, и мы не смогли показать «Дело в шляпе» на гала-концерте. Без Леры там было не обойтись.

Произошло то, чего Елена и Алексей боялись больше всего -поднялась высокая температура у одной из актрис, Валерии Ледик. Вокруг чужая страна, говорящая по-французски. Но все обошлось: и со страховкой, и с тем, чтобы на ломаном английском объяснить французским врачам, что болит у ребенка. Из окна Лериной палаты открывался шикарный вид на Лазурный берег. Остальные актеры купались в лучах солнца и успеха. Не каждый день другие актеры, по сути, соперники, говорят им: «Вы хорошо выступили» или «Скоро ваш номер? Тогда мы побежали в зал — смотреть». — А домой все равно хотелось, — тихонько говорит кто-то из ребят. — Борща хотелось. И вообще, чтобы все по-русски говорили.

— Вот такие мы патриоты! — разводит руками Алексей.

Катя Христозова

ТЕПЕРЬ — ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ

— Наверное, теперь вам будет неинтересно выступать дома, -спрашиваю у ребят. Они смущенно молчат. Конечно, городские конкурсы и показы — это вам не Канн.

— Наоборот, — отвечает за актеров Алексей. — Теперь будет еще сложнее, а потому интереснее! Теперь у них вообще нет права на ошибки, иначе, представляете, что получится? Выйдут они на сцену, их объявят, как лауреатов Каннского конкурса, люди будут ждать высокого уровня исполнения. Надо очень стараться!

Алексей говорит громко, так, чтобы и маленькие актеры его тоже слышали. За известность надо платить еще более ответственной работой. Что ж, хороший педагогический ход и самая настоящая правда.

Потому «Этюд» так усиленно репетирует — впереди у него отчетный концерт детского центра «Аленушка», к которому он приписан. Надо показать класс!

***
фото: Алексей Усов в Каннах;«Этюд» репетирует «Дело в шляпе»;Актриса Анастасия Зайцева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта