Люди и птицы
Люди и птицы живут в разных стихиях: одни привычно и бодро топают по земле, другие парят в воздухе. Однако нередко пути их сурово пересекаются. Об этом — два житейских эпизода из прошлого.
ПОБОИЩЕ В СПОРТИВНОМ СКВЕРЕ
Это было давно, когда сквер имени Немцова назывался Спортивным. Как-то в мае к одному тюменскому крупному начальнику приехал гость из Москвы. Вечерком, когда утих городской шум, пошли гость и хозяин прогуляться в ближний сквер. Там на липах и лиственницах громоздились многоэтажные вороньи и грачиные общежития, и птичий гвалт иногда оглушал прохожих.
Пришедшие погулять то ли не учли, то ли не знали, что в эту пору, когда в гнездах находятся яйца и птенцы, птицы стараются изгнать всех возможных опасных посетителей с территории, которую считают своей. Изгнание заключается в том, что птицы стаями пикируют на людей (собак, кошек) и прицельно капают на них.
Попали под «бомбежку» и наши герои. Убежали, обгаженные с головы до ног.
— Погодите, — сказал хозяин, -сейчас будет всем баня!
Позвонил в пожарную часть. И через полчаса в сквере поднялись шум и гам. Пожарные из брандспойтов мощными струями воды крушили птичьи гнезда. Вниз летели ветки, пакля, пух, перо. Черная туча всполошенных птиц с жутким ором вилась над деревьями, не в силах помочь своим птенцам.
К утру в сквере сиял свежевымытый асфальт.
Больше в этом сквере грачи и вороны не живут.
ЭТО БЫЛО ПОД ЯЛУТОРОВСКОМ
Теперь, когда подъезжаешь к славному городу Ялуторовску, по обеим сторонам Сибирского тракта видишь «степь да степь кругом». А лет тридцать назад к тракту льнули березовые рощицы — по-сибирски «колки».
С новой силой разгорелась в области кампания по расширению пашни. «Даешь по 1 га пашни на жителя области!» — таким был «лозунг момента» обкома компартии.
Ялуторовские коммунисты приняли лозунг как руководство к действию и стали корчевать притрактовые березняки — тут начальство ездит и сразу видит, что приказ реализуется.
В одном месте березовый колок издавна облюбовали под жительство грачи, от их гнезд даже гнулись некоторые деревья. Зимой механизаторы шутя смахнули колок с лица земли и пеньки за собой убрали.
А весной вернулись к гнездам грачи — и не узнали родину. Пришли в изумление: рощи нет, гнезд нет. Огромная стая черной тучей две недели с криком металась над полями и лесом в поисках исчезнувшей родины и нового места жительства.
В конце концов, птицы нашли новое место гнездования — у железной дороги. Там зона отчуждения — неприкасаемый объект, и вход туда лесорубам воспрещен.
И теперь они там живут-поживают, поля от вредных жучков охраняют.