Дороги настоящего и будущего
Есть анекдот, который актуален исключительно для России: если идет дождь, то, значит, где-то обязательно укладывают асфальт.
Шутку эту смело можно отнести в разряд черного юмора. Смех смехом, а подтверждение старого анекдота встречается на каждом шагу. Асфальт кладут и в дождь, и даже в снег — это когда подрядчики не влезают в сроки и уходят с ремонтом дорог в глубокую осень.
— Можно ли куда-нибудь присылать записи с видеорегистраторов, на которых видно, что дорожные рабочие нарушают все мыслимые технологии и нормативы укладки асфальта? — задали журналисты вопрос заместителю начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрею Чистякову на вчерашней пресс-конференции.
— Знаете, а ведь существуют технологии, при которых асфальт укладывать можно и в дождь, — уклончиво ответил он.
Однако не уточнил, используются ли они в нашем городе, а посему добавил:
— Но видеозаписи присылать, конечно, можно — в том числе и в наше управление. На самом деле, контроль за качеством дорожных работ сейчас очень строгий. И если подрядчик недобросовестно выполняет свою работу, то он обязан ее переделать. Если же он выбивается из графика, то должен заплатить штраф. Мы, в свою очередь, отчитываемся перед контролирующими инстанциями о количестве и размерах наложенных штрафов.
Андрей Чистяков признал, что заказчику бывает трудно уследить за всеми подрядчиками, поэтому народный контроль пришелся бы кстати. Вот только не всегда у Главного управления строительства получается найти с народом общий язык. Люди порой годами выпрашивают себе комфортные дороги, а асфальтоукладочная машина до них все никак не может докатиться.
— Да, в районах достаточно много неасфальтированных дорог, — согласился Андрей Николаевич. — Однако есть такое понятие, как приоритеты. Порой людям очень трудно объяснить, что в области в данный момент есть более важные дорожные объекты, которые необходимо отремонтировать или построить. Кому-то не нравится щебеночная дорога, и хочется асфальтированную? Но, в конце концов, щебеночная — это тоже дорога, и по ней можно проехать.
Так что некоторым районам, судя по всему, придется еще подождать — пока дорожники разберутся с приоритетным в плане строительства областным центром, который задыхается от избытка транспорта.
По словам Чистякова, сейчас в нашей области зарегистрировано 590 279 транспортных средств. Большая часть — именно в Тюмени. На душу населения приходится больше автомобилей, чем даже в столице России. Можно представить, какая нагрузка ложится на городские дороги.
— Так что первоочередная наша задача — это разгрузить город от пробок, — сказал Андрей Николаевич. — Этому будет способствовать строительство новых транспортных развязок, реконструкция мостов через Туру, завершение строительства обхода Тюмени и объектов, предусмотренных на нем.
Вообще, в этом году запланирован ремонт 164 километров автомобильных дорог и двух мостовых сооружений, находящихся в областной собственности. Подрядчики известны, государственные контракты с ними заключены — сроком с мая по октябрь 2013 года.
Что касается строительства, то планом дорожных работ Тюменской области на текущий год предусмотрено 11 объектов. К строительству некоторых приступят только в этом сезоне, строительство других — в самом разгаре.
Например, возведение транспортной развязки на улице Мельникайте (около ТЦ «Южный»), которую планируют завершить уже в этом году. Развязку на улице Монтажников строить будут чуть дольше — предположительно, до 2015 года. На первоначальном этапе здесь возникли некоторые проблемы с землей — на пути строительства встали собственники гаражей. Однако Андрей Чистяков заверил, что сегодня эта проблема улажена — земля выкуплена, хозяева гаражей спокойны, дальнейшему развитию событий ничто не мешает.
Несколько сложнее складывается ситуация с реконструкцией совмещенного моста через Туру в створе улицы Мельникайте. Первый проект утвержден не был, однако сейчас разработан новый — с учетом всех замечаний. И, как только его одобрят, можно будет приступать к строительству. Ждут положительного заключения Главгосэкспертизы и по поводу проекта реконструкции моста в створе улицы Челюскинцев.
— Это одни из самых масштабных и важных объектов для областного центра, — отметил Чистяков. — Однако не стоит забывать, что в наши обязанности входят не только строительство и капитальный ремонт, но и текущее содержание дорожных объектов.
Из года в год приходится где-то латать, где-то полностью менять старое покрытие. Увы, посетовал Чистяков, на это выделяется не так много денег, как хотелось бы. Приходится перераспределять средства в зависимости от обстоятельств. Если где-то можно обойтись менее масштабным ремонтом, то экономят. Зато потом сэкономленное тратят на ту дорогу, которая была куда в более плачевном состоянии.
— А как же новые технологии, сулящие долговечные дороги? -поинтересовались журналисты. -Помнится, несколько лет назад в Тюмень приезжали немецкие специалисты и торжественно укладывали какой-то наноасфальт в коттеджном поселке в районе улицы Широтной.
— Мы следим за состоянием этой дороги, — говорит Андрей Чистяков. — Но должен вам сказать, многие подобные технологии неоправданно дороги. Они очень затратны даже при условии, что обеспечивают дороге более долгий срок службы. Кроме того, не все то, что хорошо для других стран, хорошо для нас. Так что новшества — это тоже не панацея.
Однако от новых технологий и научных разработок никто не открещивается, добавил он. Например, в последнее время Главное управление строительства налаживает более тесные контакты с институтом транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета.
— Не все дипломные работы выпускников — это готовый продукт, который можно сразу же использовать в качестве проекта, — говорит Андрей Николаевич. — Однако мы черпаем оттуда много идей.
Идеальный же вариант, по мнению Чистякова, — если лучшие выпускники института транспорта, фонтанирующие различными светлыми идеями во время учебы, пойдут работать по специальности. Тогда-то у них и появится возможность построить город своей мечты — без пробок и колдобин на дорогах.
***
фото: