Мы будем помнить актрису Зою Миловидову
Актриса тюменского театра кукол Зоя Алексеевна Миловидова сегодняшним зрителям не знакома. Они еще малыши, а она давно ушла на пенсию, появлялась в театре редко и на сцену уже не выходила.
Да и тем кукольникам, что в начале мая проводили Зою Миловидову в последний путь, актриса была знакома мало. Зато многие из них прочли ее книгу «Театр кукол — моя жизнь», работу над которой Зоя Алексеевна закончила в 2010 году накануне своего 90-летнего юбилея. Поэтому актеры, что прощались с Миловидовой в стенах театра кукол, кое-что знают и о ней самой, и о том, как зарождался театр, где они работают.
… В последний раз Зоя Алексеевна предстала перед широкой публикой в том 2010-м. В театре кукол (для актрисы он когда-то был родным домом) праздновали ее юбилей. Тогда же Миловидова, пожалуй, впервые так подробно рассказывала и о самом театре кукол, и о самой себе — до него, в нем, после него. А тем, кому не удалось присутствовать на юбилее, она предложила свою книгу.
Театр стал для нее всей жизнью еще с малых лет. Семья ее жила в Ивановской области, где юная Зоя отлично читала стихи и выступала в школе на всех вечерах и встречах. И уже тогда участвовала в театральных постановках.
К театру с большим уважением относился ее отец: сам он много читал, любил актерское искусство. А мама пела. Маленькая Зоя благодаря матери знала много народных песен, а потом, став взрослой, сама пела почти во всех спектаклях, где ей довелось играть. И даже исполняла партии тех актрис, что петь не могли — только стояла при этом за кулисами.
Зоя Алексеевна вспоминала, что ее семья переехала в Тюмень в 1958 году, успев до этого пожить некоторое время в Омске, где начинающая актриса работала в театре драмы. Тюмень же показалась «дремучей»: вокруг города росли густые леса, полные ягод и грибов. Зато улицы, утопающие в грязи, запомнились еще и деревянными тротуарами. «Нам показалось, что мы спустились с небес на землю… » — говорила Зоя Алексеевна.
Она планировала работать в тюменском драматическом театре, тот как раз набирал силу. Но вышло так, что молодой актрисе вместе с другими пришлось, что называется, поднимать целину -кукольную.
Кукольные представления в 1958-м в Тюмени почти не ставились. Как раз в это время перестала работать и распалась группа актеров-кукольников, ранее собиравшихся под крышей драмтеатра по собственной инициативе, под руководством актрисы Екатерины Стивиной. Когда Стивиной не стало, профессиональные актеры-кукольники Нина Орлова и Дмитрий Силин уехали в Омск. Постановки для детей тянули на себе энтузиасты и любители. Когда Зою Алексеевну определили в кукольное отделение театра, она сильно огорчилась. «Радости» добавляли еще и проблемы с жильем: благоустроенные квартиры имели только некоторые актеры, большинство же ютилось по комнаткам в общежитии. Да и те еще надо было получить.
Впрочем, трудности как-то отошли на второй план, когда выяснилось, сколько тюменских ребятишек хотят попасть на спектакли. Само время было другим: театр для детей был, как сегодня кинотеатр в формате 5D. Поэтому закономерно, что кукольный театр стал набирать силу. Вернулись из Омска уехавшие актеры. Появился директор — Ростислав Яичников, разрешено было пригласить профессионального художника.
С 1960-х годов, когда началось активное освоение тюменских недр, открылось широкое поле деятельности для театра. «Кукольная труппа» стала выездной и была желанным гостем в любом северном городе и на юге области. Главное — найти сцену. И находили — в клубе, в здании школы или детсада.
По югу Тюменской области кукольная труппа ездила в грузовике, позднее ей дали старенький холодный автобус. В грязь этот автобус так буксовал, что, кажется, актеры чаще толкали его, чем он их вез. Толкала его и Зоя Алексеевна.
На холодном Севере актеров встреча ли очень горячо. Нередко — до поздней ночи. И даже тогда сельские и поселковые клубы (на самом деле, конечно, это были, скорее, избушки) наполнялась зрителями. Мальчишки сломя голову бежали навстречу, помогали нести софиты и театральный реквизит. А потом, шмыгая носами, толпились у крыльца клуба: у них не было двадцати копеек на билет. Конечно, актеры, стоявшие на входе, тайком от администратора пускали их в зал.
Кстати, первое официальное помещение, которое получили кукольники в Тюмени, тоже было «той еще избушкой». Артистам досталось здание детсада по улице Ленина, которое находилось в аварийном состоянии и которое актеры сами отремонтировали.
В 1960 году наконец-то официально появился на свет Тюменский областной театр кукол. А в 1972-м труппа обрела настоящий дом — современное здание из стекла и бетона со зрительным залом на 400 мест, который наши ребятишки посещают и сегодня.
Только на сцене теперь нет Зои Алексеевны, которая прошла по всему «кукольному бездорожью» Тюменской области, прежде чем оно стало обжитым театральным пространством. Она до недавнего времен и бережно хранила свои воспоминания и даже записала их — для новых поколений актеров театра кукол и для всех нас.
***
фото: Зоя Миловидова.