Финский ключик к Антипино
Антипинский нефтеперерабатывающий завод — объект настолько секретный, как будто производят там не мазут, а ракетное топливо. А заодно собирают сами ракеты.
Фотографировать и снимать на камеру нельзя, пользоваться мобильными телефонами — тоже (чтобы не сбивать настройки киповского оборудования). Хотя, что там прятать — непонятно: громадные емкости и сеть трубопроводов сами про себя ничего не рассказывают. На открытой площадке нет людей. И вообще, на взгляд постороннего, заводские объекты мало отличаются от бункеров на нефтеперекачивающей станции «Транснефти», расположенной неподалеку (я даже свернул сначала по ошибке туда).
Специалисты, однако, могут разобраться в устройстве завода и без секретных снимков и промышленного шпионажа. Например, руководители финской корпорации Nestie Jacobs, которая специализируется на проектировании и инжиниринге таких заводов.
… Инженер по охране труда пускает по рукам журнал, чтобы гости расписались. Пиккарайнен, Сакомаа, Липпонен и другие усердно пытаются разобраться в кириллических символах — список, естественно, составлен по-русски.
Главный технолог Сергей Мурзин и начальник производственного отдела Андрей Шамшурин рассказали гостям, что на предприятии работают две установки по переработке сырой нефти общей мощностью 4,2 миллиона тонн в год. Получающиеся продукты — нафту (сырье для бензина), дизельное топливо и мазут — поставляют в страны СНГ и Западную Европу. Запланирован выход в следующем году на мощность в 7,5 миллиона тонн, для этого строится третья установка — сейчас она готова на 60 процентов.
Гостей интересовало, есть ли у завода собственная нефть и какого она качества.
— Около 30 процентов сырья к нам приходит от предприятия-партнера «Тарховское» — ответил Андрей Шамшурин. — Количество серы в этой нефти — порядка одного процента. Суммарно, с учетом поставок цистернами, среднее количество серы в сырье -0,8 процента.
— Очень хорошая нефть! — отозвалась Вера Раутен, представитель фирмы Nestie Jacobs.
Эта финская компания как раз специализируется на проектировании и инжиниринге нефтеперерабатывающих заводов. В ее портфеле — три крупных предприятия, одно из которых, по словам Раутен, показывает наилучшие в мире показатели экологичности и эффективности. От этой финской гостьи было больше всего вопросов.
Сергей Мурзин подчеркнул, что все проектные решения АНПЗ направлены на получение высококачественного топлива стандарта Евро-5 с глубиной переработки нефти 94 процента. Спроектированы и определены подрядчики на производство очистных сооружений. Первый тюменский бензин должен появиться в 2015 году. А к 2018-му пустят в дело и отходы — в результате замедленного коксования гудрона и перегонки мазута можно будет получить кокс, востребованный в металлургии.
— Мы можем предложить вам более выгодный вариант, — сказала Вера Раутен. — Чтобы вместо двух установок работала одна.
По ее словам, даже если был грамотный проект и монтаж оборудования уже завершен, часто требуется вносить какие-то коррективы, выполнять точнейшую настройку оборудования — минимальные отклонения могут привести к тысячам тонн впустую потраченной нефти, а то и к вовсе неработающей технологии.
— Ориентированы ли вы на производство Евро-7 и биодизеля? -спрашивает Мурзина Вера Раутен.
Главный технолог разводит руками.
— Это очень легко сделать, -продолжает гостья.
— Будут ли использованы отходы для выработки электроэнергии? — берет слово Татьяна Крышина, директор по развитию бизнеса компании Wartsila.
Сергей Валерьевич отвечает, что необходимо дождаться запуска третьей очереди завода, а все подобные предложения рассматривать детально.
Что примерно представит из себя завод, финны могли увидеть на информационном стенде, где расчерчены 20 гектаров используемой территории и те земли, что еще предстоит освоить. В частности, для системы гидрокрекинга вакуумного газойля, монтаж которой станет завершающим этапом строительства предприятия, еще не приобретен участок.
— Получается, есть определенные ограничения, связанные с землей? — спрашивает кто-то из гостей. — Странно, ваша страна большая.
— Страна большая, а мест хороших мало, — отвечают ему.
По словам Веры Раутен, завод оказал на нее очень приятное впечатление:
— Конечно, нам не показывали мастер-план, мы не знаем всех тонкостей. Зато точно знаем, что можно предложить, чтобы предприятие работало с максимальной отдачей.
Больше всего Веру заинтересовала система гидрокрекинга. Она сравнивает ее с диким зверем, которого приручать должен один человек, чтобы потом животное было послушным.
— Мы обменялись контактами с руководством завода и планируем приехать снова, — говорит Вера Раутен. — От заказчика зависит, захочет ли он создать современное, эффективное производство.
…Как оказалась, госпожа Раутен родилась в Тюмени, а 27 лет назад переехала жить в Финляндию. Но интерес к АНПЗ вовсе не связан с ее любовью к малой родине. «Бизнес — это деловые отношения, — говорит она. — Выгоду и пользу должны получать обе стороны».
***
фото: Кто-то из тюменских журналистов побывал здесь впервые вместе с гостями из Финляндии;Вера Раутен и Сергей Мурзин обсуждают перспективы завода.