X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Узкий специалист в дефиците

«Куда запропастился кардиолог?» — моя пожилая соседка задает этот вопрос, растерянно разводя руками. Она вторую неделю не может попасть на прием.

Но то же самое говорят о неврологах, окулистах, эндокринологах. В каждой поликлинике города есть как минимум один-два узких специалиста, которые не успевают принимать пациентов в течение положенных семи дней.

— Особенно ощущается нехватка лор-врачей, кардиологов и офтальмологов. А еще участковых терапевтов и педиатров. Всего в поликлиники Тюмени требуется порядка ста специалистов, — рассказывает начальник отдела развития и организации медпомощи городского департамента здравоохранения Ольга Андреева. — Правда, мы надеемся, что в скором времени ситуация изменится к лучшему. Этим летом оканчивают интернатуру 58 молодых врачей, если все они останутся в тех же поликлиниках, станет значительно легче.

… Тринадцатая поликлиника хоть и считается одной из самых укомплектованных, тоже рассылает объявления о приеме на работу. Ей не хватает лор-врача и нужно что-то решать с очередью в УЗИ-кабинет.

— Точнее, отоларинголог есть, но работает по совместительству и не справляется с нагрузкой. Уж очень большой поток пациентов, — объясняет главный врач поликлиники Ольга Дурегина. — В целом же у нас, с недавних пор, представлены все узкие специалисты. Например, неврологов два и, соответственно, попасть на прием можно в течение двух-трех дней. Такая же ситуация с окулистами. Эндокринолог работает на полторы ставки и успевает принять всех желающих. Была проблема с инфекционистом, но в минувшем октябре мы взяли на работу молодого врача из другого города, и теперь это направление у нас охвачено. А вот участковых терапевтов и педиатров не хватает.

Ольга Дурегина считает, что для привлечения в медицину молодых кадров в нашем городе делается очень много. Причем, на всех уровнях: начиная от руководителей поликлиник и больниц, готовых индивидуально подходить к запросам каждого нового работника, и заканчивая губернатором региона.

— Те же программы социальной помощи врачам: деньги на оплату съемного жилья, внеочередные места в детских садах. Все это помогает привлечь молодые кадры, — говорит она. — Например, к нам за последний год устроились два специалиста из других городов и один — из национальной республики.

… Приезжие доктора не отрицают, что соблазнились увеличенным соцпакетом и высокой, по меркам других регионов, зарплатой.

— Я переехала из Нижневартовска, потому что вышла замуж за тюменца. Обычная история, — рассказывает фельдшер педиатрического отделения Валентина Афанасьева. — Там в поликлиниках тоже не хватает узких специалистов, да и вообще врачей. Но в Тюмени социальные условия гораздо лучше. Я, например, пользуюсь компенсацией за съем жилья и очень этому рада. Без нее нашей молодой семье было бы тяжело вставать на ноги.

— Я тоже получаю компенсацию, — присоединяется к разговору врач-инфекционист Наталья Замогильная, уроженка поселка Междуреченский. — После окончания Омского мединститута мне не хотелось возвращаться домой, а хотелось жить в городе. Работу, которая меня устроила, я нашла только в Тюмени. Причем главным критерием как раз и было жилье.

— А я приехал из города Янаул, Республика Башкортостан. Так, на несколько дней. В гости к невесте, — говорит фельдшер неотложной помощи Рустам Ильязов. — Я не планировал оставаться в Тюмени, но мне на глаза случайно попалось объявление о приеме на работу. Я позвонил из любопытства и отказываться от щедрого предложения не стал. Моя нынешняя зарплата в полтора раза больше предыдущей. Кроме того, в Тюмени просто приятно работать. В нашей поликлинике хороший ремонт, все оборудование новое. Красота!

Галя Безбородова

… Но пока иногородние молодые доктора переезжают в Тюмень, местные никак не прельщаются социальными благами. Куда исчезают юноши и девушки, получившие диплом, если Тюменская медицинская академия каждый год выпускает по три сотни терапевтов?

— Многие из них не хотят идти работать в государственное здравоохранение, потому что есть частные клиники. А еще есть страховая медицина и экспертиза по оценке качества, и фармпредставительства, — грустно замечает Ольга Дурегина. — Не секрет, что частные предприниматели могут при желании предложить более выгодные условия работы, чем главные врачи муниципальных поликлиник. Да и ответственности у того же фармпредставителя меньше — не надо лечить пациентов, волноваться за их здоровье и правильность собственных решений.

… Даже те выпускники медакадемии, которые устраиваются на работу в поликлиники, не всегда остаются в них надолго.

— Это так называемый «эффект выгорания», который отчетливо проявляется у молодых специалистов в последние годы, — вздыхает главный врач. — Они быстро устают от работы: от ответственности, от возникающих конфликтов — не все умеют взаимодействовать с пациентом, если тот приходит с готовым диагнозом, почерпнутым из Интернета.

— На мой взгляд, дело не только в этом. Есть еще уважение к профессии, — добавляет заместитель главного врача по лечебной части Ольга Афонасьева. — Когда молодые люди принимали решение поступить в медицинский вуз, образ человека в белом халате был светлым и полным значимости, достоинства. Сейчас он разрушен, вместо него — образ врача-вредителя. С этим сложно смириться. К тому же докторам неприятно ощущать, что с недавних пор они -просто персонал, обслуживающий клиента.

— Все молодые врачи испытывают подобные негативные эмоции. Просто у кого-то разочарование сильнее, а у кого-то слабее, — подтверждает выводы начальства Рустам Ильязов. — Я работаю с экстренными, кризисными ситуациями. В моей профессии результат проявляется мгновенно: сердце пациента начало биться, посинение кожных покровов исчезло, грудь начала вздыматься. В таких обстоятельствах трудно забыть, что ты нужен людям.

— А я, если нападает хандра, вспоминаю, о чем мечтала, будучи абитуриенткой, — добавляет Наталья Замогильная. — Это помогает не терять веры в себя. Ведь каждый из нас пошел в медицину не просто так. Нельзя об этом забывать. Если старшие коллеги поддерживают и помогают советом, то можно справиться с «акклиматизацией» в профессии. А вот вернуть в государственную медицину тех, кто уже ушел в частную, — это куда сложнее. Тут, наверное, ничто не поможет, кроме увеличения зарплаты. Причем, в разы.

… В городском департаменте здравоохранения скорого повышения зарплат не обещают. Но над возможными способами материального стимулирования задумываются.

— Мы планируем организовать для молодых докторов, устраивающихся на работу в муниципальные поликлиники, выдачу своего рода подъемных — 50 тысяч рублей, -рассказала Ольга Андреева.

Но счастье настоящего профессионала не только в деньгах. Помочь врачам вновь почувствовать себя Людьми в белых халатах может каждый. Например, достаточно лишь перестать верить на слово бульварной прессе, которая с жадностью обсуждает каждый медицинский промах, но в упор не замечает талантливых докторов, спасающих сотни и тысячи жизней.

***
фото: Ольга Дурегина;Валентина Афанасьева, Наталья Замогильная и Рустам Ильязов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта