Что поможет нашим улицам?
Кардинально поменять подход к проблеме пробок — ориентироваться в первую очередь на человека, а не на автомобиль и его обслуживание. Такую стратегию предлагает коллегия экологов Общественного совета города Тюмени.
На этой неделе экологи попытались донести свою идею до депутатов на заседании постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям, когда зашла речь о развитии сети парковок и автостоянок.
Директор городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Виктор Смолин cообщил, что в прошлом году были обустроены 34 парковки общей вместимостью 956 мест. В том числе долгожданная — возле областного онкологического диспансера, а также на улице Ленина и у перекрестка улиц Челюскинцев и Хохрякова. В планах на этот год — еще 149 парковок вместимостью почти три тысячи машин.
А общая потребность города, по данным департамента, — больше трех с половиной тысяч машино-мест.
Помогут ли нашим улицам идеи Мюнхена?
— Кто-то из вас действительно верит в то, что можно построить столько стоянок и парковок, что у каждого автомобиля будет свое место? — задала вопрос из зала Светлана Косухина, член коллегии экологов. — К чему мы придем? Закатаем в асфальт весь город, не оставим ни одного живого места. Наверняка, все любят бывать в Америке и Европе. Там проблему заторов решают иными способами, чем те, которые сейчас предлагаете вы.
К одному из заседаний коллегии экологов Косухина несколько месяцев переводила и изучала труды электронных библиотек США и Европы. В итоге — взяла за основу работу Дэвида Гурина об инновационных решениях транспортных проблем, которыми, оказывается, занялись еще в середине прошлого века.
Например, о чем нам говорит опыт немецкого Мюнхена. Задачи, которые поставили перед собой местные власти, — сохранить исторический облик города, добиться, чтобы люди пересели из личных автомобилей в общественный транспорт, модернизировать трамваи. Узкие улочки, большие площади и пешеходные дорожки они сохранили — эта архитектурная старина привлекает туристов со всего мира. Стали развивать альтернативные виды общественного транспорта, повысили качество обслуживания, ввели единый проездной билет… Что касается автолюбителей, для них, наоборот, ввели много ограничений: увеличили налог на топливо, повысили плату за парковку вдоль бордюров.
Меры, которые в России назвали бы «драконовскими», — сработали. А доклад Светланы Косухиной на эту тему лег в основу предложений, которые разработали экологи.
Так, общественники предлагают пересмотреть концептуальные подходы к решению проблемы пробок, по возможности освободить Тюмень от «ненужных поездок» на личных автомобилях и развивать общественный транспорт. И, одновременно, вести грамотную земельную политику (в частности, временно приостановить выделение участков под строительство офисов и торговых центров в центре Тюмени).
— Если вы изучали международный опыт, то знаете, что за границей процент земель, занятых дорогами, гораздо больше, чем в России. Ни в коем случае нельзя сокращать темпы дорожного строительства и строительства парковок, — вступил в разговор директор департамента градостроительной политики Олег Ковтун.
— Но вы же видите, что это не приносит никакого эффекта. С каждым годом количество личного транспорта в городе растет, — не согласилась Светлана Косухина.
— Потому что то, что мы делаем, — это капля в море! Надо строить еще, — уверен Ковтун.
Депутаты, кажется, немного не ожидали выступления экологов, поэтому вступать в дискуссию не стали. Вежливо поблагодарили коллегию за неравнодушие, а в своем решении отметили, что надо обратиться к изучению международного опыта в решении проблемы заторов. Есть здравые идеи, но их надо адаптировать к условиям нашего города.