X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

В гостях у кузнечной сказки

Кузнечный цех компании «Стройкомплекс-М» спрятан за рядами низеньких строений Лесобазы. Идешь туда от большой дороги и как будто возвращаешься в прошлое.

По узким тропам приходится обходить лужи и бурьян, несколько раз сворачивать в переулки, которые, кажется, никуда не ведут. Наконец, попадаешь на широкий двор с рядом мастерских, из которых доносится стук железа по железу.

— Стараемся соответствовать старинным традициям! — комментирует обстановку Михаил Сажин, заместитель директора по производству.

Он шутит. У компании есть современное автоматическое оборудование для ковки и уникальный для нашего города малярный цех. А на выставке удивительных вещей выставлены настоящие произведения искусства с очень современными ценами. Но все же кузнецов, что работают по старинке руками (их здесь двое среди пятидесяти рабочих), — уважают и называют главными хранителями традиций.

— Вот легендарный кузнец — учился еще у старого мастера! — представляет Сажин Андрея Соловьева.

Тот сидит, но бросаются в глаза его высокий рост и широкие плечи. В горне светятся угли. Стоит наковальня, к ней прислонена кувалда — все, как в фильме-сказке из детства. И кузнец будто былинный герой: немногословный, серьезный, но очевидно добрый.

В 18 лет Андрей пришел в мастерскую деревенского мастера, ковал вместе с ним простейшие изделия: оградки, строительные скобы. Доставалась самая тяжелая работа — бить молотом по заготовке, сгибать пруты… «Тогда сил больше было», — усмехается Соловьев. Но и сейчас раскаленный металл гнется в его руках, как пластилин, хотя вместо мальчика-подмастерья по металлу стучит пневмомолот.

Кузнец запускает машину, зажимает между вальцами прутик, который обжимает со всех сторон пневмомолот. И незамысловатый металл на наших глазах превращается в… виноградную лозу.

— Ничего особенного в этой машине нет, — говорит Михаил Сажин. — Она появилась очень давно, чтобы облегчить труд кузнеца. Все-таки главное — это руки мастера, только они могут создать неповторимое произведение искусства!

К слову, оснастку для этого оборудования тоже делают кузнецы — сами определяют, будет ли машина превращать пруты в лозу или тела маленьких змей.

Галя Безбородова

Сейчас Андрей Соловьев оформляет почтовый ящик. Кроме веточек, на нем примостились виноградная гроздь, изогнутый, как будто подсохший на солнце лист и множество маленьких деталей. На все изделие у него ушло четыре дня непрерывной работы.

— Руками делать, конечно, тяжелее, чем на станках. Но интереснее! — говорит кузнец. — Надо постоянно что-то придумывать. На автомате такого узора не выбьешь — он слишком мелкий.

Большую часть сувениров, что выставлены в торгово-выставочном зале, изготовили два кузнеца. Изделий здесь так много, что, когда смотришь со стороны, выставка напоминает паутину или огромное птичье гнездо. А вблизи на каждом шагу вынимаешь из этого гнезда какой-нибудь эксклюзив.

Например, массивные, как из средневекового замка, подсвечники; невесомую, будто бумажную, бабочку; свитую из проволоки бутылочницу. Помогает кузнецам создавать эти предметы группа конструкторов.

— Как ни крути, мы работаем с металлом, а это серьезное производство, — говорит Александр Распопов. — Для каждого изделия рисуем эскизы, готовим пакет документов, отдаем на проверку в технический отдел. И мастера должны уметь читать чертежи.

Рядом с необыкновенными штучными вещицами в зале стоят и образцы серийных изделий — кованых ворот, решеток, лестничных ограждений. Стандартные элементы делают на станках, но здесь тоже есть свои секреты точности и красоты.

— Технологии развиваются, — говорит начальник цеха Руслан Камалиев. — Если посмотреть заборы, сделанные десять лет назад, то видно, что они грубее, проще. На современном ограждении не должна нарушаться текстура в местах соединения металла. Сварные швы должны быть зачищены, а кованые элементы расположены симметрично…

В цехе, где производят ограждения, обстановка как на любом другом заготовительном участке крупного завода — гудят моторы станков, мигают лампочки пультов ЧПУ. Но оператор Андрей Устюгов говорит, что у местных рабочих должно быть особое умение — на глаз определять размеры заготовки и заранее предвидеть, что из нее можно скрутить.

Галя Безбородова

Еще одна специфическая особенность производства — аппараты электростатического напыления краски.

— Во время обычного процесса теряется до 90 процентов краски, — рассказывает Камалиев. — Для наших изделий с небольшой площадью это было бы очень затратно. Поэтому используем электростатические краскопульты. Ими можно красить даже с одной стороны: в краске есть частицы цинка, из-за чего он примагничивается и обволакивает металл. Полезность составляет 95 процентов.

Оборудование — германское, краску тоже заказывают там. В последнее время особой популярностью у покупателей пользуется цвет слоновой кости. Руслан Камалиев связывает это с тем, что кованые изделия появляются у людей не только снаружи, но и внутри жилищ.

— Когда человек установил у себя во дворе ворота и забор, ему хочется, чтоб и в доме появились предметы из металла — заказывают кованые кровати, зеркала, столы… У нас очень много постоянных клиентов. А у каждого сотрудника компании обязательно дома есть какая-то вещь, изготовленная в собственных цехах.

Например, почтовый ящик, который собирал Соловьев, примостится на его воротах. У Камалиева вся мебель в доме — кованая…

И обычные тюменцы хоть раз сталкивались с продукцией компании, даже если просто гуляли по городу. Например, у отреставрированной усадьбы купца Колмакова козырек крыльца украшен витыми узорами, сделанными мастерами компании. Во Дворце бракосочетания молодожены спускаются с лестницы, оформленной роскошным ограждением с бутонами роз — работа здешних кузнецов. На Цветном бульваре приземлились две металлические бабочки — подарок компании к Дню города.

Также фирма изготавливает металлические лестницы, перила из нержавеющей стали… И на каждом участке, где мы побывали, рабочие, как мантру, повторяют свой рецепт: «Чем сложнее сделана вещь, тем она красивее!»

А самое сложное делается именно руками.

***
фото: Андрей Соловьев;Александр Распопов;Кованые фонари в цехе компании.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта