Уже не музейный Головин
Павел Головин, экс-директор областного музейного комплекса имени Ивана Словцова, оставил должность «по собственному желанию». Он утверждает, что вопреки разнообразным мнениям, которыми сегодня пестрит Интернет, причиной ухода стал не «приказ властей», не предложение новой, более высокой и прибыльной должности и не какой-то конфликт.
Скорее, причина сложилась из многих факторов, о которых Павел Эдуардович подробно рассказал на пресс-конференции, которая состоялась вчера в клубе-ресторане «Grunge» и, кажется, собрала практически всех тюменских журналистов, работающих в сфере культуры.
ВСЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЗНАЛИ О МУЗЕЕ
Если говорить обо всем по порядку, то начинать надо с трудного 2008-го — года мирового экономического кризиса и года, когда Павлу Головину было предложено возглавить объединенный музейный комплекс. Тогда как раз соединили два крупных городских музея — краеведческий и изобразительных искусств.
— Я никогда не был музейщиком и, наверное, никогда им не стану, — рассказывает Головин. — Мне было сделано предложение как менеджеру. Я об этом серьезно думал, потому что место работы — непростое. Кроме прочего, еще и потому, что в тот момент шла борьба коллективов между собой: музей ИЗО не воспринимал краеведческий, а тот, в свою очередь, бился с музеем ИЗО. Это понятно: долгие годы работали два отдельных самостоятельных музея, и тут вдруг их смешали. Также в коллективах наблюдалось отторжение всего нового, поэтому они не представляли, как на одной выставке можно совмещать краеведческие и изобразительные фонды. Хотя по всему миру такие выставки давно шли…
Прибавьте к этому нижайшие зарплаты работников музея и получите полную картину. К счастью, сегодня заработная плата музейщиков выросла, но тогда я не понимал, как люди могут жить на эти деньги.
Но самая главная проблема — это отсутствие имиджевой составляющей для молодежи. Музей — это как-то немодно. Эту фразу я слышал много раз. Молодежь не шла туда работать. Мне приходилось лично разговаривать с каждым потенциальным работником, объяснять перспективы, рассказывать о новом здании музейного комплекса, убеждать.
Одним словом, я решил взяться за эту работу. Взялся и работал в течение пяти лет.
Головин учился, в первую очередь, на заграничном опыте ведения музейных дел.
— Я тогда прямо спросил у Евгения Негинского, который возглавлял областной департамент культуры: «Мы строим просто музей или музей европейского уровня XXI века?» И он ответил, что европейского. Здесь возник вопрос о том, каким же должно быть новое здание музейного комплекса.
Павел Эдуардович напоминает, что сегодня так и не сданный в эксплуатацию комплекс находится на стадии корректировки проекта, в котором изначально было допущено несколько серьезных промахов.
— Недостатки — серьезные. Например, здание у нас с огромными залами (более тысячи квадратных метров), а входы в них — два на два метра. То есть, для крупных габаритов это здание вообще не предназначено. Это объяснимо: экспозиционные площади составляют в нем семь тысяч квадратных метров. Изначально предполагалось, что на них расположатся постоянные экспозиции — один раз занесли, поставили, и 15-20 лет все это стоит в одном месте. Но и команда музейного комплекса, и Негинский, и я полностью поддержали решение, что музей в таком виде существовать не может и не должен. Он должен быть меняющимся: одна постоянная выставка посвящена истории края, еще одна — изобразительному искусству, а остальные площади — это условная сцена, где регулярно меняются спектакли.
Не будем лукавить, Тюмень — не туристический центр и таковым, наверное, никогда не станет. Поэтому музей должен работать на ту публику, которая у него есть — немногочисленные гости города и молодежь. Стало быть, нужно движение, иначе постоянная экспозиция за год-два исчерпает себя, и все.
Еще один непростительный недостаток нового здания: оно не приспособлено для маломобильной группы горожан. Мы везде говорим о реализации программы «Доступная среда», а в музее нет ни пандусов, ни лифтов, в которые бы мог въехать человек на коляске.
Одним словом, была необходима корректировка проекта. Сегодня составлено техническое задание и отправлено в Главное управление строительства Тюменской области, которое является основным заказчиком этого объекта.
Дверные проемы можно расширить, пандусы — установить, но Головин считает, что это не главная проблема. А главная — в отсутствии четкой концепции всего комплекса.
— Вот что это будет за музей? — сам себя спрашивает Павел Эдуардович. — Нефти и газа? Природы и человека? Солянка из краеведческого музея и музея ИЗО? Что? Какую модель строить? Такого решения департамент культуры до сих пор не принял по финансовым причинам. Поскольку я занимался изучением иностранного опыта в этой сфере, то предлагал найти зарубежных специалистов и поручить им разработку концепции. Я глубоко убежден, что в нашей стране нет людей, которые могли бы это сделать.
… Павел Головин, пожалуй, впервые подробно говорит о том, как шла организация любимой тюменцами «Музейной ночи». О том, что эти шумные, яркие праздники — в основном, заслуга клуба «Сибирский меценат», который брал на себя две трети всех расходов.
— Я очень благодарен этим людям. И Евгению Куйвашеву, который, будучи главой администрации Тюмени, принял решение создать клуб «Сибирский меценат». Знаю, что есть множество более важных вещей, чем «Музейная ночь», но она уже стала визитной карточкой города. На нее приезжают люди из соседних городов. Даже гостиницы в это время заполняются больше, чем обычно. Я надеюсь, что новое руководство комплекса продолжит организацию «Музейной ночи».
… Он впервые описывает, что происходит в археологическом музее-заповеднике на озере Андреевском.
— Я думаю, это наша изюминка, и надо ее приводить в порядок. С открытием нового здания музейного комплекса для археологического музея ничего не изменится, его никуда не будут перевозить. Можно было бы уже теперь начать там работы. Знаете, зимой в помещениях, где работают музееведы, температура воздуха — пять-восемь градусов выше нуля. Ребятишки приезжают, мы их быстро проводим по экспозиции и потом отогреваем чаем в чуме. Но все, как всегда, упирается в финансирование.
ПРИЧИНЫ УХОДА
… Он просто принял решение. Оно выросло по крупицам, зависело не от чьих-то приказов, а, скорее, от внутренней потребности Головина двигаться дальше и в другом направлении.
— Хотите — верьте, хотите — нет. Тем не менее, хотя я человек и не музейный, мне было тяжело увольняться, — говорит он. — Тяжело расставаться с коллективом. Но с 6 апреля я больше не являюсь директором. Думаю, я многое сделал для комплекса. А для меня это был колоссальный опыт. И не спрашивайте меня, кто теперь займет эту должность — я правда не знаю, даже на уровне слухов.
Он опровергает интернетные мнения:
— Нет, никто не делал мне серьезных предложений о новой работе. Нет, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев не приглашал меня возглавить министерство культуры, там уже есть Павел, кстати, наш же — Креков (возглавлял в Тюмени городской департамент образования — О.Ч.), он прекрасный руководитель. Нет, я не собираюсь уезжать из Тюмени.
А вот слухи о том, что Головин собирается покинуть городской депутатский корпус — правда.
— Я пришел в депутаты с телевидения, из программы «Город». Мне хотелось сделать жизнь в Тюмени лучше. Посмотрите, ведь она действительно изменилась! Я поработал, пусть теперь поработают другие.
— А что же дальше? — спрашивают журналисты.
Дальше — только музыка. Ну, не только, но она — в приоритете.
— Недавно я возглавил небольшую управляющую компанию, которая занимается обслуживанием нежилых помещений, — рассказывает Головин. — Кушать-то надо! Но важнее и интереснее — заниматься музыкой.
«На обломках» своей старой известной группы «Южный Крест» он собрал новую — «Предел контроля». Записан первый альбом. В Москве снят видеоклип.
— Нам все говорят: если вы в свои 40 лет (это возраст участников коллектива) попадете в какие-нибудь чарты, то это будет впервые за всю историю российской рок-музыки, — смеется Головин.
Он полон надежд. И навсегда с музеем расставаться не собирается. Может, еще сыграет со своей группой на «Музейной ночи-2013», которая пройдет 18 мая.
***
фото: А у «Музейной ночи» — своя история и своя фотоколлекция. Вот только один кадр из нее.