Во множестве ль учительская сила?
Фотографии часто фиксируют то, чего не выскажешь словами. На снимках с церемонии награждения областного конкурса «Педагог года» видно, что некоторые участники ожидали от него большего.
В этом году в областном смотре-конкурсе учительских талантов приняло участие 56 педагогов. В финальный этап региональных состязаний вошли все победители муниципальных этапов, причем сразу в трех номинациях: «Учитель года», «Воспитатель года» и «Мастер года». Впервые три разных ипостаси объединили, чтобы, по словам Ольги Ройтблат, директора ТОГИРРО, «показать преемственность разных этапов единого образовательного процесса».
Тюмень, к примеру, делегировала двух учителей — Петра Агеева и Дмитрия Новикова, двух воспитателей — Надежду Надменко и Анастасию Гелеханову, и четырех мастеров производственного обучения — Наталью Коркину, Андрея Марковских, Андрея Федорцова и Фахрата Шамурадова.
Творческие состязания во всех номинациях проходили на общей площадке — в областной научной библиотеке имени Менделеева. И воспитатели, и мастера, и учителя проводили свои мастер-классы, встречи с родителями и беседы с учащимися в помещениях «храма книги». Это, по отзывам участников, позволяло наблюдать не только за коллегами по цеху, но и брать что-то новое из смежных дисциплин (новые стандарты образования предлагают шире использовать межпредметный подход). А тот, кто не успевал побывать везде, где хотел, мог посмотреть происходящее в записи — конкурсные испытания, опять же впервые, транслировались в режиме онлайн.
Но любое новшество что-то дает, а что-то отнимает. Ступив на путь массовости, областной конкурс «Педагог года» привлек в свои ряды больше сторонников и участников, сделал более насыщенной конкурсную программу — но стал ли от этого масштабнее?
Смогла ли грандиозность происходящего поднять учителя в глазах общественности на новую высоту?
Во время открытой дискуссии -последнего решающего испытания, которое проходили пять учителей и пять воспитателей, тема общественного статуса педагога стала одной из главных.
— Почему ученики все меньше любят учиться, а учителя — учить? — так сформулировал ее Анатолий Мокроусов, генеральный директор «Радио-7» и ведущий открытой дискуссии.
Казалось бы, на «провокационный» вопрос можно было ждать интересных и аргументированных ответов от педагогов, которые находились в двух шагах от победы в конкурсе. Но ни один из десяти не смог дать развернутого ответа. Педагоги, сидящие перед экспертной комиссией, видимо, так хотели понравиться жюри, что вместо сугубо личной точки зрения выдавали штампы о неприятии взрослым ребенка, о необходимости создания «ситуации успеха», о том, что школа не успевает за бурно меняющимся миром. Договорились даже до того, что ученики не хотят учиться, потому что истинный облик учителя искажают… журналисты.
— Надо нарисовать новый образ учителя, — предложил конкурсант Петр Агеев. — Пусть это будет красивый молодой человек, олицетворяющий успех!
— Надо научить детей гордиться своими педагогами, — поддержали коллеги.
Голос Натальи Лободы, воспитателя ишимского детского сада N 14, о том, что «сами учителя должны повышать уважение к профессии учителя», почему-то не был услышан. Развивать эту мысль дальше никто не стал.
Не смогли педагоги четко выразить свою позицию и при ответе на вопрос, как будут бороться с немотивированной детской жестокостью. Перед лицом жюри конкурсанты слишком боялись ошибиться, сказать что-то не то и испортить итоговые баллы. Стремление к успешности явно перевесило общественную значимость происходящего. От лучших учителей области зрители ждали откровений, а услышали лишь правильные, подходящие на все случаи жизни, ответы.
Вести открытую дискуссию с таким числом участников педагоги оказались не готовы. Даже у семи нянек дитя бывает без глазу, а уж у десяти — он и вовсе может отбиться от рук.
Вряд ли жюри из этого разговора почерпнуло для себя что-то новое. Разочарованными ушли, наверное, и многие слушатели. Честного, открытого разговора с аудиторией не получилось. Объединение номинаций в одну не позволило раскрыться, как следует, ни педагогам, ни воспитателям. Н и тот, ни другой бриллиант не заиграл от такого соседства.
А мастера производственного обучения и вовсе остались в тени. Их конкурсные испытания не предполагали открытой дискуссии.
Что все-таки выиграл конкурс «Педагог года» от объединения номинаций? Экономия времени, места и бюджетных затрат — понятны. Но за рациональными выкладками так и не удалось разглядеть новый образ учителя, за который так ратовали сами участники.
Итоговые результаты оказались предсказуемы. И эта предопределенность некоторых участников расстроила. Они почувствовали себя винтиками успешного шоу. Таких ли правил игры им хотелось?
***
фото: Петр Агеев;Дмитрий Новиков (победитель городского и областного конкурса «Учитель года»);Финалистки в номинации «Воспитатель года»: Ольга Штоль, Гульжан Нургалеева, Надежда Надменко, Наталья Лобода и Анастасия Гелеханова (только она — улыбается).