Театр, который — дом
Хорошо, что есть Интернет, он делает доступной информацию, о которой лет пятнадцать назад мы могли только мечтать.
Например, чтобы прочесть обзоры столичного театрального критика Григория Заславского, надо было бегать по библиотекам, искать «Независимую газету» или книгу Заславского «Москва театральная. Путеводитель». Или не выключать радио «Эхо Москвы», где критик вел несколько передач. Или искать какие-то другие источники. В этом случае встреча с Григорием Анатольевичем, что в воскресенье состоялась в тюменском молодежном театре «Ангажемент», была бы чуть ли не единственным способом поговорить с критиком.
Сегодня, однако, все иначе — доступнее. Перед встречей с Заславским мне удалось найти в Сети несколько десятков его статей, прочесть и понять, что к нам едет критик, который не только любит театр, но и действительно обладает всем необходимым набором знаний о нем, чтобы полновесно критиковать.
Собственно для этого Григорий Анатольевич и приехал в «Ангажемент». Актеры волновались: хотя главную оценку театру дает зритель, покупающий в кассе билет, мнение специалиста высокого уровня — это всегда важно.
Перед тем, как доехать до Тюмени, Заславский побывал с похожими визитами во Владимире, Калуге, Перми, Пензе, Туле. Везде театральным работникам было интересно послушать его профессиональный разбор полетов, то есть работ. В «Ангажемент» Заславского приглашали еще прошлой осенью, но критик — человек занятой, «заказывать» его надо заранее. Доехал только весной.
ТЕАТР СТОЛИЧНЫЙ
В малом зале молодежного театра — ни одного свободного места. Актеры словно впитывают лекцию Заславского о сегодняшней театральной жизни. Кажется, что это совсем другая жизнь, очень не похожая на нашу, тюменскую. Новые тенденции, новые формы выражения. Рассуждения Григория Анатольевича о том, как у драматурга рождается пьеса документального жанра — одного из самых востребованных сегодня на столичных подмостках. Что, в общем, и понятно: всех интересует жизнь не придуманная.
Заславский подробно останавливается на одном из ярких примеров документальной пьесы -«Толстой-Столыпин. Частная переписка» драматурга Ольги Михайловой. Одноименный спектакль в этом году поставил в «Театре. doc» известный режиссер Владимир Мирзоев.
— Пьеса родилась странно, -рассказывает гость. — Известно, что между Львом Толстым и Петром Столыпиным существовала переписка, которую драматург Ольга Михайлова и взяла за основу. Но даже самый лучший, выигрышный сюжет невозможно переработать для сцены, если нет хорошего драматурга. Михайлова придумала ход: пензенская крестьянка убивает своего мужа и готова принять за это наказание. Однако адвокат старается ее защитить и пишет письма — Толстому и Столыпину, двум людям, которых действительно волнует судьба России. Дальше сюжет развивается уже в рамках переписки Толстого и Столыпина. Но пока мы наблюдаем за ними, крестьянка вешается в своей камере. То есть, речь о том, что даже выдающиеся люди иногда бывают не в силах спасти одного-единственного человека.
Или еще один пример документального сценического жанра -спектакль «Доктор» в том же театре по пьесе драматурга Елены Исаевой, в постановке режиссера Владимира Панкова. Постановку можно назвать визитной карточкой «Театра. doc», коллектив которого поднимает вопросы гражданского значения, которыми пренебрегают многие другие труппы, предпочитающие ставить «культурную классику».
Елена Исаева буквально записала монолог одного сельского врача и сделала из него пьесу. А Владимир Панков изобрел для постановки новый жанр — саунддрама. (Оказывается, даже в наши дни можно изобрести что-то принципиально новое!) В спектакле звучит все: разухабистый аккордеон, пьяный шепот санитарок и даже одноразовые перчатки, которые снимает врач. Под такой саундтрек зрителям рассказывают о сельской врачебной практике. В сущности, получается «фильм ужасов» или продолжение «Записок юного врача» Булгакова. Операции без наркоза, вопиющая антисанитария, нищета медучреждений, докторский алкоголизм…
Григорий Заславский рассказал и о новой столичной моде посещать прямые трансляции из нью-йоркского Metropolitan Opera. Трансляции проходят в нескольких московских кинотеатрах и длятся по пять-шесть часов, то есть, заканчиваются глубокой ночью. Однако такие мероприятия пользуются большой популярностью.
— Это переворачивает наши представления о том, что надо публике. И вообще, нет ничего более лукавого, чем понятие рейтинга, — считает критик.
Не знаю, как для актеров «Ангажемента», но для меня длинная, с пространными отступлениями, побочными историями, экскурсами в прошлое, лекция Заславского — как «окно в Париж», как увидеть недоступное.
ТЕАТР ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ
Впрочем, труппу «Ангажемента», которая тоже слушает Заславского во все уши, более всего интересует мнение критика об ее работе. Для того и приглашали. Григорий Анатольевич успел посмотреть два спектакля нашего театра — «Невероятное преступление Юли и Наташи» (режиссер Денис Юдин) и «Ночь Гельвера» (режиссер Олеся Невмержицкая).
Заславский говорит, что оба спектакля понравились ему «в разной степени», а вот сам театр — «понравился однозначно».
— «Ангажемент» — это театр-дом, чисто русское явление, — сказал Григорий Анатольевич. — В нем есть жизнь, и она проявляется в отношении актеров к театру, в том, как они не убегают сразу после спектакля — к примеру, моют здесь посуду. Что касается спектаклей, то на меня произвели впечатление хорошие актеры.
Заславский считает, что его выезд из столицы интересен, в первую очередь, ему самому. Он глубоко убежден, что в провинции наблюдается совершенно иное отношение зрителя к театру. Потому что и театр «не лощеный, не изощренный, а живой». Да и профессиональное мастерство наших актеров он ставит выше.
— В провинциальных театрах сохраняются правила ремесла, которые передаются из поколения в поколение, — считает гость. -Сейчас провинциальные молодые актеры умеют больше, чем столичные, еще и потому, что они не заняты в сериалах, которые просто вымывают из артиста профессионализм.
***
фото: Григорий Заславский;Актеры «Ангажемента» на необыкновенной лекции.