Что культивируют на школьном «газоне»?
Уйти от «птичьего» языка цифр и перейти к прогнозированию — такой формат обсуждения итогов предложили на отраслевом совещании по образованию, прошедшем в среду.
Изменения, которые произошли в системе за год, Алексей Райдер, директор областного департамента образования и науки, назвал динамичными и позитивными. И не только с точки зрения отчетности. Впервые появились существенные сдвиги в возрастном и гендерном составе учителей — в школы пришло много молодых педагогов, в том числе, мужчины, выпускники педагогических училищ и высших учебных заведений. Удалось, по мнению Райдера, и поставить, наконец, большой городской состав образовательных учреждений на устойчивые рельсы долгосрочного планирования.
Несколько важных отправных точек в развитии тюменских детских садов, школ, гимназий и лицеев отметил Андрей Степанов, директор городского департамента образования. Например, в результате реорганизации и объединения 72 дошкольных учреждения преобразовали в 36 (всего их 106). Число посещающих детсады за последние два года увеличилось на девять тысяч. И мест хватило всем, кому от трех до семи лет. В очереди на запись в детский садик остались только тюменцы ясельного возраста. Значительного прироста детских групп удалось достичь, в том числе и за счет капитального ремонта старых зданий. На проведение ремонтных работ, оформление проектно-сметной документации, инструментальные обследования старых конструкций и монтаж наружного освещения было направлено более 1,1 миллиарда рублей.
Комплексный ремонт до сих пор продолжается в десяти тюменских школах (NN 22, 25, 32, 33, 43, 45, 49, 65, 67 и 69). А там, где он завершен, в старших классах уже начали работать в пилотном режиме по новым образовательным стандартам.
Чтобы привлечь молодые педагогические кадры, активно развивали программы поддержки для приобретения жилья. В прошлом году 56 молодых учителей получили служебные квартиры, двум дали жилплощадь по договору социального найма, еще 59 смогли взять льготные кредиты. Не забыли и про опытных педагогов — 555 из них получили жилищные субсидии.
Одним из главных направлений развития городской системы образования Андрей Степанов назвал поддержку юных талантов.
— Говорят, что талант похож на английский газон, за ним постоянно надо ухаживать, — привел сравнение Андрей Эдуардович. -Причем, англичане считают, что это надо делать не год или два, а триста лет!
В образовании три века ждать результата — непозволительная роскошь. Поэтому ряд школ и лицеев Тюмени перевели на углубленное изучение предметов физико-математического, естественнонаучного, информационно-технического и социально-гуманитарного циклов.
— Мы должны добиться того, чтобы участие в научной работе стало в среде школьников не только необходимым, но и модным, -сказал Андрей Степанов.
Тему научной работы продолжил Виктор Немчинов, директор школы N 25.
Он считает, что идея развивать ученические таланты в содружестве с учеными — не нова, но требует адаптации. Использовать только такой традиционный подход, как олимпиады по предметам — недостаточно. Необходимо развивать исследовательскую, инженерно-техническую, изобретательскую деятельность школьников. Такая «трехвекторность» могла бы принести ощутимый эффект. И не надо замыкаться только на тех, чьи таланты уже признаны.
— Все дети индивидуальны, -подчеркнул Виктор Васильевич. -Порой те, кто не очень успешен в учебе, проявляют большой интерес к познавательной деятельности.
Опыт двадцать пятой показывает, что ведущие ученые тюменских вузов готовы к сотрудничеству и занятиям со школьниками. А вот сами учащиеся перед такими занятиями пасуют и нередко отлынивают под предлогом занятости.
Немчинов предложил развивать социальное партнерство средних общеобразовательных и высших учебных заведений и разработать документ, регламентирующий взаимоотношения между ними.