Мяч и колючая проволока
Вчера одному из самых известных спортивных обществ — «Динамо» исполнилось 90 лет. В преддверии этой даты мне вспомнилось многое и многие. И, в первую очередь, спортсмены, прославившие Отечество и ставшие примером для молодежи на долгие годы.
«Динамо» стало неким символом силы страны — напомню лишь о триумфальной послевоенной поездке московского «Динамо» на Британские острова, где наши показали высокомерным родоначальникам футбола, как надо забивать голы.
Но каким же разноликим был этот символ! Ведь спортобщество было плоть от плоти самой карательной системы, куда неизбежно вросли и великие «стройки коммунизма», возводимые миллионами заключенных. Главным там был «вопрос выживания», как некогда выразился один из самых именитых и заслуженных футболистов и тренеров Николай Старостин, которому довелось быть узником одного из сталинских лагерей.
Но вот что удивительно и достойно дальнейшего пристального изучения историками. Футбол в те времена настолько глубоко проник в сознание всего народа, включая и высших руководителей Советской страны, что культивировался даже на необъятных просторах ГУЛАГА! Это был, в основном, футбол для избранных, если можно так выразиться (а люди, причастные к большому футболу и попавшие в лагеря к начальникам-болельщикам, очевидно, выделялись из общей массы заключенных).
Сохранились некоторые сведения о футболе в воркутинском «Озерлаге» в 50-е годы прошлого века, где в 1954-м провели по-своему уникальный турнир под названием «Чемпионат Европы». По моим сведениям, то было время некоторого послабления режима для заключенных вообще и «политических» в частности (которыми и были все футболисты — иностранцы). Среди них, конечно, не было тех, что боролись за свою жизнь на лесоповале или в шахтах и о которых потом писал Варлам Шаламов. Футбол под патронажем руководителей лагерной системы довольно высокого ранга занял особое место в «организации досуга» и «воспитательной работе». Игрокам-узникам разрешили самим обустроить игровое поле и не мешали доставать инвентарь и экипировку. Так, мячи и форму для «чемпионата Европы» прислал Красный Крест по просьбам футболистов-иностранцев. Но особенно отличились немцы, находившиеся за колючей проволокой в местечке под названием Сухобезводное. «Сидевший» футбольный болельщик Альберт Грайб знал на воле двух игроков немецкой команды «Кайзерслаутерн» — Хорста Эккеля и Вернера Либриха. Написав им письмо о предстоящем лагерном турнире, он через несколько месяцев получил от них большую посылку — два полных комплекта футбольной формы для двух команд, включая бутсы и несколько мячей!
Таким образом была экипирована «сборная Германии» из Сухо-безводного. Она же и победила в турнире, где, кроме немцев, сыграли друг с другом «сборные» Венгрии, Польши и России (это были русские из Харбина, арестованные как «белоэмигранты» и «враги народа»).
А теперь интереснейший факт истории тюменского футбола, имевший место тогда же, в 50-е годы — неоднократное участие футбольной команды «Динамо» (Салехард) не просто в каком-нибудь любительском турнире на севере, а в первенстве Тюменской области!
Об этом мне рассказывал замечательный ветеран спорта и тренер, собиратель истории тобольского футбола Юрий Токаревских. Юрий Николаевич был вообще «человеком-энциклопедией» футбола, хоккея и вообще нашего спорта. Мы дружили с ним и встречались много раз.
Этот уроженец Тобольска с молодых лет был связан с футболом, возродившимся в его родном городе после Великой Отечественной войны. Еще в юношеском возрасте Юра принимал участие, выходя на замены, в играх против футболистов из Салехарда. А с ними сражались на поле такие местные знаменитости, как вернувшийся с войны Василий Богданов.
Впрочем, я процитирую Юрия Николаевича:
«Уже в конце 1947 года Василий Петрович полностью расправил крылья и стал забивать в тобольском «Динамо», значительно усилив потенциал команды. В финале первенства Тюменской области того года, проходившем у нас, Богданов лихо «возил» салехардских динамовцев. В упорной борьбе северяне уступили, заняв второе место». А первыми, соответственно, стали хозяева турнира.
По словам Токаревских, осужденных футболистов не один год доставлял на такие сореванования специальный пароход.
Вот еще один отрывок из нашей беседы с Юрием Николаевичем, датированной 2010 годом:
«В 1951-м в Тобольске снова прошли зональные соревнования первенства области. В первой игре встретились наша команда «Пищевик» и представители 501-й стройки — «Динамо» (Салехард). Первый гол забили динамовцы, но тоболяки сравняли счет. Во втором тайме команда Тобольска не смогла реализовать 11-метровый. Так вышло, что оплошал в этом эпизоде я, самый молоденький в команде. И тут же «Динамо» вышло вперед. А кончилось все боевой ничьей — 2:2».
К сожалению, пока не удается найти более обширные сведения об этой команде заключенных и о тех, кто был в ее составе (заманчиво предположить, что среди них находился и кто-то из опытных игроков, выступавших ранее за знаменитые советские клубы довоенной поры). Юрий Николаевич сказал мне только то, что слышал от других: что в команде из Салехарда играли, в основном, ленинградские футболисты, которых усиленно кормили в пути следования под охраной. Их ослабил лагерь, отнял много сил — но они все равно были по-своему счастливы, потому что могли играть, потому что вернули в свою жизнь за решеткой любимый футбол. По-прежнему надеюсь на то, что обнаружу какие-либо данные о динамовцах Севера в музеях и архивах. Тема волнует меня, и она не закрыта.