X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Жизнь домашняя, мещанская

Дом Сергея Бровцына. Дата постройки — 1909 год.

Что больше всего нравится лично нам, авторам «Фотооткрытки»? То, что за каждым старинным городским домом, храмом или общественным заведением «стоят» люди. Те, что работали, строили, тушили пожары, растили детей -словом, жили здесь задолго до нас.

Однако часто бывает так, что дом — есть, имена — тоже, а людей словно бы и нет. То есть, история практически не оставила о них никаких сведений или сохранила настолько отрывочные, что в цельную картинку они никак не складываются.

Как раз это можно сказать о тюменском мещанине Сергее Степановиче Бровцыне, который в 1909 году выстроил свой двухэтажный деревянный дом, который и теперь красуется на улице Дзержинского под номером 32. Само здание историки и архитекторы называют уникальным образцом купеческого жилого дома (интересно, что не мещанского). Фасад здания украшает сложный декор. Окна вертикально вытянуты и украшены наличниками в стиле барокко, с орнаментом растительного характера и объемной резьбой. Да, похоже, что строил купец. Хотя в начале века XX по-настоящему богатые люди раскошеливались уже на дома каменные…

Галя Безбородова

Интересно то, что изначально Тюмень считалась городом, основное население которого составляли разные категории людей служилых (она, как мы помним, вообще возникла как средоточие военно-служилого населения). Посадских (то есть, торгово-ремесленного населения), ямщиков, городовых крестьян и мещан было значительно меньше. Посадское население увеличивалось очень быстро, а вот сельское переезжало в город не такими быстрыми темпами. В основном, на увеличение численности городских сословий повлияло становление Тюмени как ремесленно-торгового центра. Разночинцы, занимавшиеся торговой деятельностью, заработав значительный капитал, переходили в купеческое сословие. Например, с капиталом более 500 рублей записались в купечество тюменские разночинцы Алексей Черепанов, Игнатий Синицын и Петр Макаров.

Многие мещане, записавшись в городское гражданство, продолжали жить в селениях.

Сергей Бровцын и относился к числу мещан — нижнего городского сословия. И при этом имел сразу два деревянных двухэтажных дома, оба на теперешней улице Дзержинского. Учитывая, что сегодняшние мещане в лучшем случае живут семьями в однокомнатных квартирах, состоятельность Бровцына кажется невероятной. Скорее всего, он так же мог участвовать (и наверняка участвовал) в выборах в городскую Думу. Хотя бы просто потому, что делать это могли далеко не все жители Тюмени, а только те, что имели состояние или хотя бы недвижимость. Да и само население города было невелико — около 50 тысяч человек.

Галя Безбородова

Состоятельность мещанина Бровцына, вероятно, показалась чрезмерной новой власти после революции. Судя по всему, его жизни ничто не угрожало (чего нельзя сказать о купцах), однако, дом был передан врачу по фамилии Френкель. О самом Френкеле тоже, кроме имени, ничего не известно, зато можно рассказать, в каких условиях ему приходилось работать.

Здесь надо сразу сказать, что Френкель был одним из тридцати врачей, живших и работавших на территории всего региона. То есть, один доктор приходился примерно на 30 тысяч человек.

12 врачей, между прочим, работали в Тюмени, и здесь ситуация была куда ни шло, но в деревнях дело обстояло гораздо хуже. Словом, работы у доктора Френкеля было предостаточно.

Такое малое число медиков объяснялось тем, что грамотность населения вообще была на низком уровне: образованными людьми были только 14 процентов населения.

Считается, что семья Френкеля жила в доме Бровцына до самой смерти своего главы. Затем красивая деревянная двухэтажка была разбита на отдельные квартиры, которые заняли горожане.

Галя Безбородова

Уже в 2002 году здание серьезно пострадало от пожара. Беда, конечно, но не бывает худа без добра: пожар стал причиной начала реставрационных работ, благодаря которым дом мещанина и сегодня выглядит практически новым. Реставраторам удалось восстановить цельность здания и его облик.

Отдельное «спасибо» следует сказать мастеру Вадиму Шитову, который замечательно потрудился над восстановлением накладной объемной резьбы — разнообразно закрученных стеблей и цветов. Ему также удалось исправить попорченные огнем выпуклые свитки, что украшают подоконные доски.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта