X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Автостопом по Европам, далее – везде

Еще две-три недели и снег окончательно растает. Возможно, с приходом тепла некоторые молодые и не очень молодые тюменцы покинут город, чтобы отправиться в первое в своей жизни путешествие автостопом.

Такая возможность ясно читалась в глазах тех, кто пришел послушать лекцию Антона Кротова, одного из известнейших российских путешественников, автостопщика, объехавшего в свои 36 лет всю Россию и полмира в придачу.

— Когда мне было 14 лет, я впервые обнаружил, что если сесть на электричку и доехать до конечной станции, то там окажется другая электричка, которая тоже поедет до конечной, и что так можно от Москвы добраться до любого города России, — рассказывает Антон. — А о существовании контролеров, которые проверяют билеты, я узнал значительно позже, уже проехав несколько тысяч километров…

Будущие путешественники, сидящие вокруг рассказчика на «пенках» (ковриках из пеноуретана. — Д.Р.) для занятий йогой, с удовольствием смеются над шуткой, представляя, как длинноволосый подросток впервые знакомится со строгой теткой-контролершей. В клубе оздоровительных практик «Небо и Земля» (Герцена, 64) царит дружеская атмосфера. Она буквально витает в воздухе, смешиваясь с запахом… мужских носков. Обувь в зале для йоги положено снимать… Впрочем, будущим автостопщикам полезно — впереди их ожидают еще более неприятные моменты, связанные с отсутствием возможности вовремя принять душ и постирать одежду. Такова жизнь «путешественника за бесплатно».

Антон Кротов готов был поделиться с аудиторией впечатлениями от поездок по России — стране, в которой, может, и нет пирамид или Парфенона, зато встречаются уголки великолепной нетронутой природы и другие удивительные вещи. Он даже намекал, что начинать нужно с небольших расстояний — до соседнего города. Но пришедшим на лекцию тюменцам гораздо интересней было слушать про заморские страны — особенно такие, куда и по турпутевке-то нелегко попасть.- Сколько бы у вас ни было денег — много или мало, вы можете куда-нибудь поехать. Главное, чтобы было время и желание. Практически любая точка на глобусе доступна для вольного путешественника, — говорит Антон. — Но стоит помнить несколько правил. Во-первых, куда бы вы ни приехали, даже в Турцию или Египет, никогда не общайтесь с людьми, которым за это общение платят: гидами, метрдотелями и т. д. Иначе вы никогда не узнаете, каковы на самом деле люди в стране. И не пользуйтесь путеводителями, написанными для туристов. В них нет ничего полезного, только рассказы про мертвых царей и военачальников. Читая эти книжки, можно подумать, что в Египте нет ничего кроме засохших трупов царей, и туда ездят одни некрофилы, желающие на них посмотреть. На самом деле, там есть места, где люди до сих пор живут таким же укладом, как при фараонах! Но туристам об этом никто никогда не скажет.

Кстати, по словам Кротова, английский язык для путешественника по миру — вовсе не панацея. В небольших населенных пунктах, куда может занести автостопщика, говорящего по-английски русского поймут так же «хорошо», как в Крыжополе — говорящего по-английски индуса, учившего язык в обычной школе провинциального индийского городка.

— Английский язык — не волшебный ключик, это просто иллюзия. Гораздо лучше работают жесты и улыбки. А лучше — подучите немножко язык той страны, куда собираетесь, — советует бывалый путешественник. — Хотя бы шесть самых необходимых слов. Их обычно не бывает в разговорниках: бесплатно, есть, спать, здесь, прямо, можно. Из них можно составить комбинации, позволяющие объяснить ваши основные потребности. Например, останавливаете вы машину и говорите водителю: «Бесплатно прямо можно?». Если он хмурится, захлопывает дверь и уезжает, значит либо не бесплатно, либо не прямо, либо не можно. А если он кивает и вообще выражает одобрение, то садитесь и езжайте. Видите — он начинает куда-то не туда сворачивать. Говорите: «Здесь можно?». И выходите прямо здесь. А потом, за месяц общения с местными жителями, появляется языковая разговорчивость, и вы уже беседуете с дальнобойщиками о политической ситуации в стране

… И все же не каждое место в мире открыто для посещения вольным путешественникам. По словам Кротова, исключения — это страны с очень жесткими политическими режимами, вроде Северной Кореи, и некоторые туристические города в Бутане. И есть еще Ватикан, в котором автостоп не развит, «потому что там только «папамобиль» на площади Святого Петра тормозит».

— За последние 15 лет некоторые мои знакомые проникали в Тибет автостопом, а вот мне — не удалось. Там с въездом все сложно и пришлось купить билет на поезд Пекин-Лхаса — 1200 рублей на наши деньги, — рассказывает он. — Китайцы построили самую высокогорную дорогу на свете — 2200 километров через перевалы выше пяти тысяч метров над уровнем моря. По этой дороге ходит скорый поезд, и едва мы с приятелями сошли с него на вокзале, как нас тут же поймали полицейские. Они к нам прицепились, мол: «У вас нет гида, и номер в гостинице не забронирован…». Примерно час они нас мучили, потом прицепили к нам какого-то гида, от которого мы тут же избавились, дав ему бакшиш — 50 юаней. Так что, в принципе, в прежде закрытый Тибет теперь можно попасть. Конечно, там по-прежнему много полицейских, но они следят, в основном, за тем, чтобы местные жители не сжигали себя заживо в общественных местах, протестуя против политики китайского правительства. Если не пытаться самовозгореться, то отношение будет нормальное.

… Антон Кротов за двадцать лет наездил автостопом порядка 700-800 тысяч километров — за точность подсчета он не ручается, на его взгляд, километры — не главное. А главное — познакомиться с миром, которого мы совсем не знаем, хоть и считаем себя образованными людьми.

— Не каждый создан для того, чтобы путешествовать автостопом. Но если вы чувствуете к этому тягу — не откладывайте, поезжайте. Сможете убедиться, что мир — добрый, что в любой его точке люди отзывчивы и гостеприимны. И что телевизор все это время врал вам, рассказывая всякие ужасы. Вернетесь домой и выбросите его.

***
фото: Антон Кротов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта