Сто и один вопрос о династии Романовых
— Татьяна Ивановна, вы сидите? А вы сядьте! Мы выиграли! — географ ишимской школы N 2 Елена Гулякина по телефону делится радостью с коллегами.
Только что ее воспитанники заняли первое место в областной историко-краеведческой игре «Наследники», заключительный тур которой прошел вчера в институте гуманитарных наук Тюменского госуниверситета.
2013-й в России — год 400-летия Дома Романовых. Поэтому основной темой игры стал Николай II и его семья: становление императора, политическая обстановка в стране в то время, ссылка, гибель и связанные с этими событиями населенные пункты Сибири.
В просторной институтской аудитории сдвинули столы, а школьные команды расселись кружками. Детям предложили в рамках блицтурнира ответить на множество вопросов. Например, назвать первого достоверного предка царя и первый опубликованный акт, подписанный Николаем. Вспомнить даты рождения его детей. Рассказать, что сейчас располагается в здании на улице Госпаровской, 3 — двухэтажном доме, который является единственным безмолвным свидетелем пребывания в Тюмени царской семьи по пути в тобольскую ссылку.
Дается одна минута на то, чтобы обдумать и записать на бумажке. Сумки и телефоны лежат на стульях вдоль стен, прямо как на экзамене. Там же сидят преподаватели, волнуются и отмечают особенно каверзные вопросы. Только вот здесь нельзя подсказывать своим подопечным.
В перерыве между турами педагог и краевед Наталья Щеглова из Тобольска делится мыслями:
— Впечатление от игры — хорошее. Но хотелось бы, чтобы тщательнее продумывали и составляли вопросы. Слишком много мелкого, второстепенного! Так ли уж важно детям помнить все даты рождения членов семьи Романовых? Знать первый опубликованный акт Николая? Он не имел особого значения и не был широко отражен в литературе. Напротив, политическая обстановка того времени, культура, искусство остались за рамками викторины. А ведь было столько всего — реформы, Первая мировая война… Мало вопросов о Тобольске, как будто его вообще не было в судьбе Романовых! На будущее, хорошо бы, детям давали рекомендации, по какой литературе готовиться к конкурсу… А в целом, мне понравилось. Детям нужны такие встречи, они прививают интерес к истории своей страны и своего края.
Елена Гулякина, руководитель команды-победительницы, согласилась с коллегой в замечаниях. И рассказала немного о себе.
— История династии Романовых меня захлестнула! Нас воспитывали в советское время, когда говорить об этом было запрещено, когда члены царской семьи были объявлены врагами советской власти. Только в 90-е годы мы начали сами о чем-то читать, собирать историю по крупицам. Наверное, от меня интерес к теме подхватили и ребята. Наша команда в этом году — шесть человек из восьмого-девятого классов. Настя Новоселова, Даша Белова, Марина Шарапова, Лера Штефан и один мальчик — Эльдар Казангапов (он у нас отвечал за все, что связано с датами). Умные ребята, надежные. Я знаю, что могу на них положиться. Мы готовились к игре на каникулах и по выходным. Вели дискуссии, читали книги. Одну я даже с собой привезла — «23 ступени вниз» Касвинова.
— Вообще, история и краеведение сейчас интересны детям?
— Я заведую школьным музеем и скажу — да! Малыши с удовольствием ходят на экскурсии, ребят постарше привлекаю в качестве экскурсоводов. А сегодняшняя победа, возможно, вдохновит нас начать собственную исследовательскую работу, посвященную династии Романовых.
… Школьников Ишима, Ярково и Голышманово, занявших в викторине призовые места, летом пригласят в экспедицию «Околица», которую организует областной центр туризма «Азимут». А вчера их приветствовали тюменские краеведы. Владимир Калининский из Тюменского района рассказал, что скоро в одном литературно-краеведческом альманахе будет опубликован его очерк о пребывании царской семьи в селе Борки Тюменского района. Предположительно 17 апреля 1918 года. Романовы провели там два часа на пути из Тобольска в Екатеринбург.
— Я исследовал более 50 архивных материалов, разговаривал со старожилами — очевидцами событий, и мне удалось практически поминутно расписать все время пребывания царской семьи в Борках, — рассказал Калининский. — Это сложная, но интересная работа… Независимо от того, какой путь вы выберете, не оставляйте краеведение! В истории нашего края еще много белых пятен.
***
фото: Только что школьницы из Ишима узнали о своей победе.